Итоги 2012
Итоги 2012
Итоговый пост года. Оглядываясь назад, мы вспомним каким был уходящий 2012 год для нас и для велодвижения в целом, чем он запомнится и какие плоды принёс.
В этом году впервые прошли громкие знаковые мероприятия, которые повлияли на отношение властей, СМИ, бизнес-структур и обычных граждан к проблемам велосипедистов. Многие люди, несмотря на стереотипы, поверили, что велодвижение и велокультура способны решить транспортные проблемы российских городов. Нас услышали, с нами стали разговаривать. Но обо всём по порядку.

Всю зиму мы продолжили устраивать показы фильма «Путешествие из Санкт-Петербурга в Лиссабон», который вдохновлял всё больше людей пересаживаться на велосипеды. В конце 2011 мы радовались цифре в 30 городов и 4000 зрителей, а за 2012 год эти числа превысили 80 городов и 15 000 зрителей. Показы проходили совершенно бесплатно не только в России, но и в других странах. Организаторами выступали наши друзья и партнёры, за что им отдельное спасибо.
Как вы лодку назовёте…
Весна началась с нашего предложения велосообществам России отказаться от термина «открытие велосезона», заменив его на что-то «более мягкое»:
Это заявление кому-то покажется абсурдным, но мы убеждены, что велосипедному сообществу стоит отказаться от выражения «открытие сезона», так как это мешает развитию массового велодвижения. Когда в апреле и мае десятки клубов и сообществ рассылают в СМИ пресс-релизы об открытии велосипедного сезона, наполняют интернет данной темой, происходит укрепление стереотипа «велосипед — это только летом». Отсюда возникает логичный вопрос: «зачем строить велодорожки, если велосипед как транспорт может использоваться только полгода?»

Велосообщство, без каких либо потерь, могло бы переименовать свои события (а сам факт проведения подобных массовых мероприятий мы считаем очень полезным), например, в «проводы зимы» и сместить акцент на тех, кто выбирает велосипед даже в мороз.

Если вы согласны с нашим мнением, помогите его распространить перепостом :) Спасибо!

11 апреля 2012, группа проекта Let’s bike it!
Некоторые велоклубы высказались против переименования и даже стали критиковать работу нашего проекта (вплоть до объявления бойкота Велопараду Let’s bike it!, главной идеей которого было показать, что городу нужна велоинфраструктура). Мы покусились на святое, на открытие и закрытие велосезона, которые празднуются полсотни лет, утрамбовывая на идее велодорожек сугробы стереотипов, но всё-таки часть велосообществ, разделяя нашу цель сделать велотранспорт доступным каждому, независимо от возраста, пола и опыта, поддержали нашу инициативу и перестали использовать сезонность в названиях своих мероприятий.
Велопарад Let's bike it!
Вероятно, мы не ошибёмся, если скажем, что самым знаковым событием года стал первый московский Велопарад Let’s bike it!, прошедший 20 мая 2012 года. От идеи до воплощения прошло два года, но результат стоил затраченных нами усилий. Это был самый крупный заезд на велосипедах, участников которого объединила идея необходимости изменений в городской среде, переориентировании её на велотранспорт, пешеходов и общественный транспорт.
© AP Photo
Кто знает, может быть именно Велопарад послужил толчком к началу обсуждений на высшем уровне вопросов создания велоинфраструктуры, как способа решения транспортных проблем Москвы?

20 мая велопарады и другие велосипедные акции прошли в разных уголках России. Региональные велосообщества поддержали идею «Единого дня велосипедных действий», предложенную Let’s bike it! и ЭКА. Более чем в 30 городах России участие в акциях приняли около 20 тысяч человек. Благодаря общей идее, теги #велопарад и #20мая попали в ТОП-10 тегов Twitter, а велопарад вошёл в ТОП-3 рейтинга Яндекс.Блоги.
За велогород!
В начале июля петербургская редакция интернет-газеты The Village при поддержке проектов «Велосипедизация Санкт-Петербурга» и Let’s bike it! организовала велопробег «За велогород!». В заезде приняли участие около 2 000 человек. Улицы не перекрывали, так что прохожие и водители стали свидетелями настоящего нашествия велосипедистов, оккупировавших правые полосы дорог в центре города. Это была самая масштабная велосипедная акция в Санкт-Петербурге.
Говорите, и вас услышат
Отчасти благодаря Велопараду Let’s bike it! и другим общественным вело-акциям, обсуждение велодвижения шло в этом году на разных уровнях. Активисты работали во дворах и парках, известные блогеры обсуждали возможность переустройства центральных улиц городов. В Общественной Палате состоялись слушания. Арихитектурные институты устраивали открытые лекции и мастер-классы с участием иностранных специалистов в области городского планирования. В кабинетах мэрий разных городов писались концепции развития велодвижения на годы вперёд. Лёд, кажется, тронулся — велодвижение в России перестали отрицать, о нём начали говорить и говорить громко.
Со своей стороны мы тоже продолжали развивать образовательную часть проекта. Мы читали лекции и проводили мастер-классы на значимых популярных мероприятиях, таких как Пикник Афиши, SocialCamp Russia и Марафон городских действий «Делай Сам», показывали короткометражные видеоролики о велодвижении на фестивале «Дикая Мята». В общей сложности за год нами было организовано и прочитано около 70 лекций и мастер-классов в разных городах России. Здесь выделим только лекцию Лин Скауфел, сотрудницы датского архитектурного бюро Gehl Architects, прошедшую в рамках лектория, организованного нашим проектом на празднике «Москва велосипедная» в Парке Горького 7 июля. Эта лекция, транслировавшаяся в прямом эфире телеканала Дождь, стала возможна благодаря нашим партнёрам из White City Project, пригласившим сотрудников Gehl Architects для изучения отдельных районов Москвы.

В своих лекциях и выступлениях мы ещё в прошлом году начали делать акцент не на велодвижении, а на велокультуре. В этом году этот акцент был усилен.
Велокультура
Продолжая разрушать стереотипы, мы провели конкурс «Битва велолуков», участники которого доказали: на велосипеде можно выглядеть стильно, и вовсе не обязательно для ежедневных поездок натягивать на себя велоштаны или какую-то другую специальную одежду.
В этом году мы активно поддерживали инициативы Разрешения проезда на велосипедах по Красной Площади и Легализации езды по полосам общественного транспорта. Переводили иностранные статьи про велодвижение и озвучивали видеоролики. Организовали две фотовыставки велосипедной тематики с лекториями. Мы начали активно сотрудничать с Посольством Дании и Представительством Европейского Союза в России. Мы поддерживали различные велосипедные инициативы, помогая организаторам найти спонсоров или оказывая информационную поддержку.
Осенью в Петербурге прошли ещё два мероприятия, которые нельзя не отметить. 22 сентября впервые в России официально прошёл Tweed Run или Твидовый Вояж. Tweed Run — это костюмированный велозаезд аристократов в стиле английской моды начала XX столетия. Между прочим, идея такого ретро-заезда возникла в сообществе London Fixed Gear and Single Speed в 2009 году под влиянием Bicycle Film Festival. С тех пор лихорадка на твидовые велозаезды охватила все велосипедные города, а в 2012 году добралась и до России. Стараниями питерского Гоночного Бюро и ряда партнёров, в том числе и Let’s bike it!, заезд прошёл в лучших английских традициях.

В тот же день прошёл Евровелопарад, приуроченный к Дням Европы в Санкт-Петербурге и Международному дню без автомобиля. Любой желающий мог проехаться в колонне послов и консулов европейских стран, которые выражали солидарность идеям велосипедных городов. Проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга» и Let’s bike it! активно поддержали эту инициативу.

С нашим партнёром, сетью магазинов «Велосайт» в конце сентября мы впервые привезли в Россию международный фестиваль фильмов о велокультуре Bicycle Film Festival. Фестиваль прошёл в Москве и Санкт-Петербурге осенью 2012 года и собрал положительные отзывы публики. Основатель фестиваля Брендт Барбур, поездив на велосипеде 4 дня по Москве, отметил, что транспортные проблемы города очевидны и надеется, что Bicycle Film Festival подтолкнёт городские власти к их решению, как это уже было в других городах.
Велоквест
В этом году мы решили попробовать свои силы ещё и в новом для нас жанре велосипедного досуга. В августе совместно с Opel мы провели Стрит-Арт Велоквест.
Путешествия
Наш проект начался с путешествия, и путешествия остаются важной его частью. Узнавая велосипедный мир других стран, мы привозим в Россию лучшие идеи и придумываем новые. В этом году в проекте случилось сразу два дальних путешествия на велосипедах.
В июле участник проекта Максим Кочанов отправился в велопутешествие Москва — Милан на фиксе — трековом односкоростном велосипеде без тормозов. Даже опытные фиксеры называли это безумием, но он справился и доказал, что преодолевать большие расстояния можно на разных велосипедах.

В ноябре уходящего года участники проекта Владимир Кумов и Стас Дмитриев отправились в путешествие из Мексики в Аргентину на велосипедах. Основная цель — сбор информации о развитии велодвижения в латиноамериканских странах. Мы все уже достаточно много знаем про развитую Европу, но слабо представляем, какими методам и каких успехов в велодвижении добились страны, расположенные дальше от России. Именно об этом и планируется рассказать во время путешествия.
Не наше, но круто!
Пожалуй, это были самые знаковые события для нашего проекта и велодвижения в уходящем году. Самые знаковые, но не единственные. Кроме этого хочется особенно отметить появление таких проектов как бесплатный велопрокат Free Bike, велосипедную карту Velo Mesto, Велошколу в Санкт-Петербурге и ежегодную выставку Art Cycle в Курске. Это достойные образцы смелых инициатив, которые делаются энтузиастами, но при этом призваны улучшить условия нашей жизни и привлечь внимание к велосипедизации наших городов.
Итог итога
Оглядываясь назад, мы вынуждены признать: нам удалось не всё. На некоторые запланированные мероприятия и акции нам не хватило времени, а где-то сил или средств. Нам где-то не хватило «рук». Но с другой стороны, год назад мы и не подозревали, что настолько вырастет активность граждан, что появятся новые инициативные группы небезразличных людей, которые начнут бороться и отстаивать свои идеалы.

Подводя итог, мы всё же остаёмся довольны прошедшим годом. Мы видим больше велосипедистов. Мы слышим больше сторонников наших идей. Мы видим «проснувшихся людей», которые не желают больше стоять в стороне и ждать, когда прилетит волшебник. А значит и мы будем работать дальше. Вместе со всеми, кто готов к сотрудничеству и ярким совместным акциям. Впереди, как всегда, большие планы и множество идей. И мы обязательно их реализуем!

Спасибо что вы с нами! С наступающим Новым Годом!
За поддержку и сотрудничество в 2012 году команда Let’s bike it! благодарит:
Сеть магазинов «Велосайт», проект «Велосипедизация Санкт-Петерсбурга», проект Партизанинг.орг, Зелёное движение России ЭКА, Велоклуб «Велокурск», журнал «Большой Город», телеканал Дождь, социальную сеть ВКонтакте, бренд Le coq sportif, магазин City Cycle, велосипеды Electra, журнал «Афиша», соревнования по городскому ориетированию «Бегущий Город», Кинотеатр 35 мм, Центральный Дом Предпринимателя, арт-объединение CoolConnections, рекламное агентство R&I, магазин одежды для активного отдыха Berghaus, бренд Opel, магазин Good Local, газету «Московские новости», интернет-газету The Village, фестиваль «Дикая Мята», отели Renaissance в Москве и Кортъярд Марриотт Васильевский в Санкт-Петербурге, велосипедные аксессуары Knog, типографию Idea Print, Российскую Государственную библиотеку для молодёжи, коворкинг «Зона Действия», бренд New balance, магазин «Велосипеды мечты», магазин Respro, магазин одежды WhereWear, Восточную Галерею, компанию White City Project, Префектуру ЦАО г. Москвы, Общественную организацию «Молодая Столица», кастом-клуб Р.А.С.Т.А.БАЙК, велосообщество Moscow Fixed Gear, мастерскую «Витер», Совет по молодёжной политике СВАО и многих других, с кем мы работали в этом году.
Отдельное спасибо волонтёрам на наших мероприятиях, переводчикам и дизайнерам. Спасибо администраторам групп и пабликов в социальных сетях, которые помогают распространять информацию о мероприятиях.

Спасибо всем, кто посчитал возможным поддержать наш проект материально, когда это потребовалось.
Больше о нашей работе