Итоги 2012: Велопарад Let’s bike it!

Около 8 тысяч человек на самых разнообразных велосипедах в центре Москвы. Не гонка, не марафон, а общая идея, объединившая собравшихся — «Городу нужна велоинфраструктура!» При поддержке Префектуры ЦАО г. Москвы, вместе с общественной организацией «Молодая столица» в уходящем году нам наконец-то удалось провести Велопарад Let’s bike it!

© AP Photo

Ниже о том, как это было.

Подготовка

После отмены события всего за три дня до назначенной даты в прошлом году, собраться с силами, и довести начатое до конца было не так уж просто. Не все верили в возможность подобного велопарада, осложняя подготовку слухами из серии: «в этом году снова всё отменят». Палку в колёса попробовали вставить и некоторые московские велоклубы, объявив бойкот мероприятию и выступив против: «без нас вы и тысячу человек собрать не сможете». (О велоклубах и велосипеде для всех очень хорошо написано в статье Микаэля Кольвеля-Андерсена). К тому же, политическая ситуация была далека от идеальной…кем только нас не называли: от нашистов, до агентов госдепа.

Но как бы там ни было, идея, возникшая у нас летом 2010 года, постепенно становилась реальностью. Шли согласования. Сотрудники различных компаний помогали нам с пиаром события, устраивая электронные рассылки у себя в офисах. Волонтёры со всей Москвы за свои деньги печатали афиши и расклеивали их по городу. Почти не имея бюджета, для Велопарада Let’s bike it! удалось создать одну из лучших «народных» рекламных кампаний. Впрочем, для многих он всё равно оказался сюрпризом.

«Так вот что это было! А я выгуливала коллегу-испанца по центру, мы стояли на Патриаршем мосту и вдруг увидели ЭТО, не поняли, что за перформанс»

«О, как круто! питерские френды об аналогичном писали, я думала, это только у них такая инициатива»

За неделю до 20 мая в социальных сетях люди договаривались о совместной поездке к месту старта, предлагали свои вторые и третьи велосипеды тем, у кого их нет.

«Еще за несколько дней до парада люди стали договариваться об организованной поездке к месту старта из разных районов и округов. Это очень порадовало: для тех, кто смог организоваться, парад начался фактически от “пункта сбора”. На подъезде к Воробьёвым горам это было особенно видно: многие велосипедисты организованными группами подтягивались к набережной»

Памятка участникам. © slay-ya

«В 13:30 я выехала из дома одна. Через 10 минут встретилась с ещё одним участником из моего района. Ещё через 5 минут нас было уже человек 15. Следующая точка сбора — фонтаны у цирка на проспекте Вернадского — ещё плюс 50 человек. И вот такой разношёрстной, но организованной толпой мы двинулись к старту»

В «Лужниках» перед стартом. © Антон Сысоев

Атмосфера

С самого начала мы были уверены, что людей соберётся много, но результаты превзошли даже наши ожидания, не говоря уже об ожиданиях участников. Колонна растянулась на все 14 км маршрута, по набережной от «Лужников» до Васильевского спуска и обратно.

В «Лужниках» перед стартом. © ??

«Мы не успели приехать к старту и даже думали, что вовсе опоздали, но когда проезжая по Крымскому мосту, увидели двигающиеся по другой стороне набережной группы в разноцветных майках, очень обрадовались и влились в поток!»

«Я шёл вдоль Кремлёвской набережной, а колонна всё не кончалась. Ни в ту, ни в другую сторону. Нужно учесть, что и у Собора Василия Блаженного я пробыл около двадцати минут»

© Максим Рукомойников

«Было нереально круто: перекрыли набережные в обе стороны от Лужников до Кремля. Организаторы заявили о 5 тысячах участниках, но, по ощущениям, было намного больше — колонны стартовали в несколько этапов, каждая по 700–800 человек, когда мы стартовали в 16:30, первые колонны уже возвращались к Лужникам. Потрясающе: ехать по абсолютно пустым (от машин) набережным, под звук велосипедных звоночков и радостные крики возвращающихся, проехать под стенами Кремля, где особо уставшие разворачивают пикник...»

«Москва, такой ты мне нравишься больше! Оглушительный старт велопарада Let’s bike it был таким, что не хватит слов, цифр тоже не хватит и вряд ли какая-нибудь фотография сможет передать атмосферу происходящего! Я к своему сожалению, так и не смог найти велосипед для покатушки в общем заезде. Но даже стоя на Васильевском спуске с камерой, растягивался в улыбке от проплывающего перед моими глазами. Парад оправдал своё название, собрав помимо велосипедов ещё и экстравагантных лиц в костюмах, устроив поток веселья, маскарада красок, шума, встреч и всеобщего настроения. Единство — этим одним словом я смогу охарактеризовать событие, о котором так долго мечтали ущемлённые грубостью и дерзостью автолюбителей и скупостью здравомыслия в верхах. Да, единство было на фоне веселья и радости от случившегося, но оно было посильнее митинга на пр. Сахорова»

© Максим Рукомойников

«20 мая — мощный велопарад в самом центре Москвы :-) Это было так круто, что аж дух захватывает! Тысячи весёлых людей, всеобщее дружелюбное настроение, все кричат, хлопают, бибикают, фоткаются, радуются... Это такое единение! Спасибо организаторам велопарада Let’s bike it! Всё-таки это очень классная социальная акция, которая ещё и объединяет!»

«В свете последних неправомерных задержаний на улицах города я был уверен в активности полиции на этом мероприятии, но ошибся. Стражи правопорядка практически не вмешивались в проведение парада, а были скорее его молчаливыми свидетелями. Это порадовало»

«Мероприятие получилось потрясающее! Люди смеются, делают hi five встречным велосипедистам, прохожие буквально ликуют, снимают на телефоны. Это, поверьте мне, дорогого стоит»

«Дай пять!»

Как ни планируй мероприятие, никогда нельзя на 100% предсказать, что именно запомнится участникам. Хитом прошедшего велопарада, судя по всему, стала случайно возникшая игра «дай пять!». Возвращающиеся приветствовали тех, кто только ехал в сторону Васильевского спуска, усиливая атмосферу единения и радости.


Света Некрасова,
волонтёр

«Я почти уверена, что фишку с ладошками придумала я. Ехала во 2-й колонне волонтёром, считай, в самом начале. После разворота все просто ехали навстречу друг другу, и тут я подъезжаю к разделительной полосе и говорю: “Давай пятюню”. Потом пошла цепная реакция»

«Одна из забав: хлопнуть рукой об руку едущего навстречу велосипедиста. Задача не такая простая и безопасная, как кажется на первый взгляд. “Только не сильно!” — кричала едущая мимо меня девочка. Тем не менее, вытягивала руку и в следующий раз»

«Дай пять!»

Внутри или снаружи

20 мая кроме нашего велопарада в мире было ещё несколько крупных событий, например, свадьба Марка Цукерберга, но всё же, велопарад вырвался в топ тегов в твиттере и в топ обсуждаемых тем в блогах. Интернет был заполнен огромным количеством отзывов и, конечно, фотографий. Правда, фотографам пришлось не просто. Одни расстраивались из-за невозможности проехать вместе со всеми участниками, другие, наоборот, хотели слезть с велосипеда и фотографировать.

«Сегодня я жутко обзавидовался. До звёзд в глазах. До мурашек на икрах. Я завидовал не обладателям яхт. Не водителям Lamborghini. И даже не Марку Цукербергу. Я завидовал обычным владельцам велосипедов, которые демонстрировали все преимущества своих двухколёсных друзей. В Москве прошёл велопарад, в котором приняли участие до пяти тысяч человек. Я вообще-то не люблю большие компании. Но сегодня хотелось стать одним из этих пяти тысяч»

© Максим Рукомойников

«Завидую фотографам, которые были там именно фотографами, а не участниками: были отличные моменты для съёмки и места. Одни только дай пять на велосипеде чего стоили: едущие в крайнем левом ряду вытягивали левую руку и давали пять тем, кто на встречке. А приветствия людей, стоящих на мосту — они явно были удивлены, так как широкой рекламной кампании не было и про акцию многие не знали»

Известный блоггер и фотограф Илья Варламов в этот день предпочёл оставить фотоаппарат дома:
«Я был непосредственным участником мероприятия, поэтому фотографий сделать не получилось».

Гости

К большому удивлению участников велопарада, с ними вместе, без всякой охраны и отдельного внимания ехали чиновники, известные спортсмены, директора телеканалов, телезвёзды, топ-менеджмент крупных компаний, а также десятки журналистов.

Максим Ликсутов, глава департамента транспорта. © Максим Рукомойников



Максим Ликсутов,
глава департамента транспорта
комментарий для The Village
«Пока, надо признать, использовать велосипед как транспорт в Москве практически невозможно. Но мы будем работать над этим. Я пришёл сюда покататься и ещё раз выразить поддержку велодвижению. Мы всей семьёй за то, чтобы более активно использовать велосипед в качестве транспорта, для отдыха и спорта. До сих пор развитием велосипедного движения никто как следует не занимался, поэтому оно у нас в таком зачаточном состоянии. Я думаю, что надо не только строить велодорожки, но и пересмотреть правила дорожного движения с точки зрения безопасности велосипедиста — мы будем этим заниматься, будем делать всё для того, чтобы велосипед стал полноценным транспортом в Москве»


Сергей Капков,
глава департамента культуры
комментарий для The Village
«Честно говоря, кататься я почти не умею, так что сюда пришёл больше за атмосферой. Велосипедисты — это активные люди, а нам нужны активные люди, которые могут создавать смыслы. Велодвижение — это тоже смысл. Но дело ведь не только в велодорожках, дело в культуре на дороге. Сейчас водители не уважают велосипедистов, и это большая работа — привить культуру и уважение на дорогах»

Были среди участников и представители различных велосипедных движений.


Шурэ,
президент клуба Р.А.С.Т.А.БАЙК,
основатель движения вело кастом
культуры в России
«Вообще не очень люблю участвовать в подобных парадах, так как часто приезжаешь поддержать велодвижение, а в итоге оказываешься на митинге какой-нибудь из партий, либо борцов против автомобилей, либо каких-то сообществ, которые борются за окружающую среду. В этом параде я не ощутил никакого давления, никаких лозунгов и т.д. Очень порадовал простой и не сложный, но в то же время один из самых красивых маршрутов г. Москвы (считаю набережные любого города идеальными для велопрогулок), минимальное количество копов, и множество позитивных и красивых людей на городских велосипедах, которые, наконец-то, показали, что город создан для них, а не для горного двухподвеса со множеством скоростей и амортизаторов»

Сувениры и спонсоры

На старте всем участникам первого Велопарада Let’s bike it! помимо листовки с правилами, волонтёры раздавали и сувениры от партнёров и спонсоров: браслеты и значки от сети магазинов «Велосайт» и оранжевые футболки с забавными принтами от компании Opel.

Костюмы и велосипеды

Назвав наш велозаезд велопарадом (почти уверены, что именно мы ввели это слово в широкое использование в велокультуре России), мы также предложили участникам приехать в костюмах и украсить свои велосипеды.

«Я и не думала, что в Москве у меня столько единомышленников. Но больше всего меня поразило разнообразие моделей велосипедов. Я почувствовала себя на fashion-показе. Только вместо профессиональных моделей были железные кони»

© Аня Крайнюк

«Было интересно посмотреть на участников парада. Многие из них подошли к делу очень оригинально, одевшись в причудливые костюмы и выкатив на трассу байки самых невероятных конструкций. … В целом осталось очень приятное впечатление. Особенно порадовала пара на байках в голландском стиле, украшенных цветами, а также трехколёсный агрегат (ось впереди) и граждане на тандемах под стенами Кремля»

«Все на велосипед! Отличное мероприятие и много разных людей, от спортсменов до фриков, да и велотехника была на любой вкус, порой встречались совсем экзотические конструкции»

«А это вообще звёзды всего Веполарада! На старте они стояли метрах в двух за мной. Я оглянулся. Потом снова оглянулся. Подумал: “Какой большой глюк!” Оказалось, что не глюк»

© Иван Кутузов

Итоги и ожидания

Конечно, невозможно за один день изменить мир или сделать Москву велосипедной столицей, но что-то 20 мая всё же изменилось. Создатель блога UrbanUrban.ru Егор Коробейников, считает, что именно после Велопарада Let’s bike it! в Москве всерьёз заговорили о необходимости строительства велодорожек, а заместитель главного редактора журнала «Русский Репортёр» Дмитрий Соколов-Митрич ещё до велопарада написал: «уже почти уверен, что именно эта двухколёсная букашка способна перекроить депрессивный национальный менталитет».

«Это был самый лучший день за последние полгода, безудержное счастье, улыбки, эмоции зашкаливали!»

«Тем воскресным днём 20-го мая мы доказали, что велодвижение в Москве есть и нас много! Всех участников, а также волонтёров и организаторов благодарю, побольше бы таких мероприятий в столице!»

«Очень здорово, что это событие состоялось! Необычно, задорно, весело. Диковинка для автомобилизированной, напичканной озлобленным на всё офисным планктоном, но такой прекрасной, солнечной и чистой Москвы. Мы, велосипедисты Столицы, будем надеяться, что в городе действительно появятся достойные велодорожки, по которым можно будет быстро, удобно и, главное, безопасно добраться из дома на учёбу, работу, в магазин или просто доехать до парка»

«Хорошо организованное мероприятие — массы велосипедистов, перекрытая набережная. Погода выдалась чудная, было солнечно, даже по-летнему жарко! Очень здоровское событие, рада, что побывала там!»

В организации Велопарада Let’s bike it! приняли участие более 100 волонтёров.© Максим Рукомойников

«На мостах приветствовали словно победителей. Хотя в определенном смысле прошедший велопарад и был маленькой нашей победой в борьбе за нормальные условия езды на велосипеде по городу. Глупо рассчитывать, конечно, что это событие даст толчок развитию велосипедного транспорта, как и появлению велодорожек, но это только начало!»

© Анатолий Куликов

«Я решил на время отказаться от машины и летом передвигаться по возможности на велосипеде, к чему и вас призываю. Занудам, которые сейчас начнут рассказывать про то, что у нас зима полгода, могу сказать следующее. Велодорожки стоит делать, даже если кататься по ним будут всего несколько месяцев! Все рассуждения про зиму из разряда: “Зачем мыть руки, если через 10 минут они опять запачкаются”».

© Андрей Панюшкин

«Велопарад закончился. По набережной поехала полицейская машина. «Освободите проезжую часть», — не терпящим возражения голосом вещал мегафон с машины. После праздника возвращаются будни. Велосипедистов вновь оттеснили на обочину. Точнее, на тротуар»

Одним из основных, но почти незаметных итогов, на наш взгляд, стало то, что тысячи людей попробовали проехать через всю Москву на велосипеде, осознали имеющиеся сложности, но в то же время поняли: велосипед вполне может быть транспортом даже в таком мегаполисе, как Москва. Вечером 20 мая уходящего года в социальных сетях и блогах можно было встретить множество удивлений из серии: «Никогда бы не подумал, что от Динамо до Лужников на велосипеде можно доехать быстрее, чем на автомобиле или общественном транспорте», а также сотни восторженных сообщений о километрах, проеденных за день.

«Общий дневной пробег — 62 км. тяжелей всего дались последние 500 метров до дома — сесть на седло уже было физически невозможно, так болела пятая точка :-)»

В декабре Велопарад Let’s bike it! был награждён как одно из самых ярких спортивных мероприятий в ЦАО г. Москвы. И пусть снова спорт вышел на первый план, яркость события это ничуть не уменьшает :-)

© Максим Рукомойников

Благодарности

За совместную работу по подготовке мероприятия спасибо общественной организации «Молодая столица» и Молодёжному совету ЦАО, личное спасибо от нашего проекта Вадиму Ковалёву, Александру Данилову и Николаю Оленеву. За GR поддержку и личную работу на старте спасибо Владиславу Епифанову. За поддержку идеи проведения велопарада и помощь в его организации спасибо Префектуре ЦАО, и лично префекту округа Сергею Байдакову. За оказанную помощь и поддержку спасибо «Лужникам». За отличную работу по обеспечению безопасности на велопараде спасибо сотрудникам ГУВД Москвы, ГИБДД Москвы и Скорой медицинской помощи. Спасибо всем нашим партнёрам и спонсорам. Спасибо Айдару Даминову из Уфы за чудесный промо-ролик Велопарада Let’s bike it! и Единого дня велосипедных действий. Спасибо многочисленным волонтёрам, распространявшим информацию и афиши велопарада, обеспечивавшим движение колонны, помогавшим на маршруте и встречавшим велосипедистов на финише. Спасибо всем участникам Велопарада Let’s bike it! Все вместе мы закладываем новую традицию и меняем наш город к лучшему!

© Максим Рукомойников

Единый день велосипедных действий

За пару недель до Велопарада Let’s bike it! возникла идея провести в этот день первый в России Единый день велосипедных действий. Мы предложили друзьям и партнёрам из разных городов и… получилось! Более 20 тысяч участников в более чем 30 городах России 20 мая 2012 года объединились, чтобы сказать: «наши города нуждаются в изменениях». А велопарады продолжались по всей России до самой осени.

P.S.

Расскажите друзьям и подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить следующий Велопарад Let’s bike it!, запланированный на 19 мая 2013 года.

Если же у вас есть хорошие фотографии с Велопарада Let’s bike it! 20 мая 2012 года, присылайте на hero.on.bike@gmail.com :-)

P.S.2

К годовщине первого Велопарада Let’s bike it! медиалаборатория Resonant Arts взяла видеоматериалы, предоставленные нам телеканалом Дождь, и сделала замечательный музыкальный ролик!



Комментарии:



Serenevenkiy 28.12.2012, 14:46

Какой красочный и интересный отчёт! Спасибо всем ещё раз!

ПЫСЫ. Фото с моей подписью на самом деле не моё, но я честно попросил автора его использовать.

Исправили. А кто автор? Подпишем! :-)

Макс 28.12.2012, 15:28

Я пытаюсь подобрать слова, но никак. Никак, никак словами по-настоящему не рассказать, фотографиями и видео не показать. Ну как вы опишите словами «счастье», эти люди вокруг, это доброта в каждой улыбке, это желание помочь, это цепь людей, душ вместе. Как-бы не банально это не звучало, хочется жить в такой России, такой она станет, обязательно (самое время загадывать желания).

Спасибо, вам люди!

P.S. «Кто по газонам, тот гопник»

Serenevenkiy 28.12.2012, 15:33

А вот кто автор я уже не припомню, конечно :(

Nik Stepanov 29.12.2012, 21:12

Отличные итоги и отчёт! Ещё пару лет назад даже не верилось, что кто-то активно возьмётся за вело-тему. Вы первые и лучшие. Желаю успешного продолжения этого полезного начинания в новом году. Ждём весенний велопарад. Let’s bike it! :)

зы. Меня на самом деле зовут не Николай, а Никон. Буду рад если поменяете копирайт под фоткой :)

Никон, исправили! :-)

Давно мечтал поучаствовать в чем-то подобном, но в этом году не получилось. Однако отчет оставляет двойственное впечатление. Вставку к начале параграфа «Итоги и ожидания» клеветнического комментария Дмитрия Соколова-Митрича считаю большой ошибкой авторов: с «депрессивным национальным менталитетом» у России не было бы стольких Побед. Если же это не ошибка, а позиция авторов, пытающихся создать движение с английским названием и предпочитающих путешествовать только по Европе и Латинской Америке, то их путь неизбежно идет в тупик.

Вячеслав 31.12.2012, 13:59

Владимир, маму свою учи щи варить, поцтреот выискался. Когда наши лапотные борцуны за нац идентичность станут делать проекты сопоставимые по крутизне, тогда и зявку разевай. (моё мнение может не совпадать с мнением администрации)

ECOBIKE 15.05.2013, 13:11

Электрические велосипеды ECOBIKE

Анна 15.05.2013, 16:11

Поддерживаю Владимира Птицына! Все правильно сказал!

add Оставить комментарий