Let’s bike it!

Охота на зебре

Москва
4,625
  • Автор: Анастасия Ромашкевич

29 ноября окончательно вступят в силу поправки в ПДД. Распространятся они, в том числе, и на велосипедистов. С весны было много споров, как трактовать отдельные пункты правил, были там какие-то загвоздки и разночтения, но одно точно — велосипедистам запрещено перемещаться по пешеходным переходам. Не хочешь налететь на штраф в 800 рублей, изволь спешиваться.

Говорят, мера вызвана повышенной аварийностью на переходах, но тут много неясного. Если зебра прилагается к светофору, то машина должна остановиться на красный свет, не важно, кто перед ней — пешеход, велосипедист или пустое место. Если зебра сама по себе, то машина опять-таки должна по правилам притормозить при подъезде к переходу — надо убедиться, что никто не собирается пересечь улицу, и только потом ехать дальше. Почему при соблюдении этих правил водителем, велосипедист оказывается более лёгкой жертвой, чем пешеход, не ясно.

Но речь даже не об этом — говоря о преступлении и наказании, важно сначала принять все возможные превентивные меры, а уж потом карать нарушителей. Поэтому, в целях профилактики, стоит ответить на два вопроса:

1. Как так вообще получается, что транспортное средство под названием велосипед, начинает передвигаться по пешеходному переходу?
2. Почему велосипедисты не хотят спешиваться? Может, они просто вредничают?

По техническим причинам удобней для начала ответить на второй вопрос. Люди выбирают велосипед как средство передвижения не только ради удовольствия, но и за скорость — иногда оказывается, что это самый быстрый способ передвижения по городу. Спешиваясь, велосипедист теряет не только время, но и силы — чтобы разогнаться с нуля, надо израсходовать много энергии. Кстати, разогнать велосипед, ползущий с пешеходной скоростью 5 км/ч, гораздо легче. Поскольку законодатели говорят, что аварийность велосипедистов связана с их высокой скоростью, то логично было бы требовать не спешивания велосипедистов, а снижения их скорости до минимума.

Женева, Швейцария.

Возможно, узнав о новых штрафах, пешеходы решат, что эта мера защищает их интересы. Большинство светофоров в Москве имеют совершенно нечеловеческие настройки, люди порой ждут зеленого сигнала минуты две, и за это время на тротуаре скапливается толпа. Зато зелёный горит секунд пятнадцать, и когда в эту толпу, скачущую по зебре, чтоб уложиться в отведённый срок, вклинивается ещё и велосипедист, неудобно всем. Однако пешеходам радоваться нововведению не стоит — те же самые обновлённые ПДД узаконивают движение велосипедистов по тротуарам при условии, что «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине». Этому условию соответствует почти полностью любой российский город.

И тут мы возвращаемся к первому вопросу — почему велосипедисты вообще пользуются пешеходными переходами. Ответ простой: потому что переход — продолжение тротуара, по которому велосипедисты едут на вполне законных основаниях.

Велодорожка и пересечение с автомобильной дорогой в Копенгагене.

Я, как и все участники проекта Let's bike it!, не поклонница этой практики. Больше того, было бы круто каким-то образом снять всех этих людей с тротуара, уговорить их переместиться на дорогу — это стало бы весомым аргументом в пользу создания хоть какой-то дорожной велоинфрастуктуры. Но я не всегда так думала, поначалу я тоже ездила по тротуару, поэтому я могу понять других людей, которые не хотят бороться за велоинфраструктуру, рискуя своим здоровьем. Когда на расстоянии вытянутой руки мимо тебя свистят машины на скорости 100 км/ч и больше, приятного мало. На Тверской, когда там нет пробок, штрафовать за превышение скорости можно каждый второй автомобиль, но куда увлекательней бороться с велосипедистами!

Организация автомобилистов «СПБ.АВТО» совместно с ГИБДД провела летом в Санкт-Петербурге акцию «Велоолень» по предупреждению ДТП с участием велосипедистов на пешеходных переходах. Акция была призвана сократить ДТП с участием велосипедистов.

Меня не слишком беспокоит новое правило — я не часто оказываюсь на пешеходным переходах, но тех, кто на вполне законных основаниях перемещается по тротуару, оно касается напрямую. Я вижу два сценария. Либо на закон тут же забьют — люди будут ездить, как раньше, а у врагов велосипедизации появится новый повод поговорить о том, какие плохие люди велосипедисты. Либо будут показательно штрафовать, и тогда людям придётся приспосабливаться. История со спешиванием ещё худо-бедно приемлема, если ты едешь вдоль большой автодороги, где большие перегоны и мало переходов. В центре, где улицы образуют плотную сеть, спешиваться придётся через каждые сто метров. Так ездить невозможно. Возможно, для кого-то это станет стимулом перебраться не проезжую сеть, но менее смелые просто оставят велосипед дома.

При ограничении скорости до 30 км/ч и наличии велодорожки даже люди старшего возраста совершают поездки на велосипеде и не боятся ездить на велосипеде по дороге.

Если бы в городе были велодорожки, соблюдался скоростной режим, и создавались прочие условия для велодвижения, у велосипедистов не было бы причин ездить по тротуарам и зебрам. Поездки на велосипеде стали бы гораздо безопасней, а у пешеходов пропали бы причины жаловаться на велосипедистов. Но вместо того, чтобы предотвращать аварийные и конфликтные ситуации, правительство начинает выписывать штрафы и даёт людям повод задуматься, а стоит ли вообще выезжать на городские улицы на велосипеде.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект
Иоан Великий
2014-11-28 19:04:11
ещё о ПДД: едешь такой по дороге 40кмч, прям каждой клеточкой радуешься, и тут по тротуару велодорожка из ниоткуда начинается и по правилам при её наличии движение по проезжей части строго запрещено, а тротуар на проспекте ещё и брусчаткой вымощен, и это не только беспрестанная вибрация, а ещё и еле заметные перепады по высоте от которых велосипед раскачивается и скорость выше 15кмч никак не получается, а тротуар вдоль дороги с которой к каждому дому отворот имеется, и о велосипедистах тут ни кто не подумал: тротуар заметно превышается над дорогой, а ни каких скатов нет, везде поперечная дорога ограничена поребриками, и вот спускаясь, либо поднимаясь на продолжение тротуара стукаешься вначале передним колесом, потом задним, едешь так по этой вело дорожке и только butthurt ловишь (по моему городскими великами нужно двухподвесы называть), вот поэтому я не катаюсь по городу, ещё бесячий пункт ПДД запрет велосипедистам передвигаться по автостраде: вот еду я по трассе меж-город и тут появляются таблички ознаменующие начало автострады - и чё мне делать? - по правилам я даже не могу развернуться и ехать назад по той же стороне дороги, ибо я транспортное средство, и чё теперь на дачу не ездить? спасает только то, что на автостраде останавливаться нельзя, по этому дядечек с полосатыми жезлами нет - нарушай безнаказанно, едем дальше свернули с федеральной трассы, опять же меж-город но областной, по этому двухполоска, кроме меня ездят фуры - "друзья велосипедистов", пока они едут только по одной полосе, у них получается мастерски выруливать, велосипедист получает только ударную волну воздуха, но вот когда они занимают обе полосы, едут на встречу друг другу, то проезжей части им резко становится мало, и как бы когда тебе сигналом от паровоза гудит 30и тонный зверь, как-то инстинкт самосохранения берёт верх над уверенностью в незыблемой законности твоего края правой полосы, а там где нет населённых пунктов, за белой полосой кончается асфальт, отмостка обочины порой выполнена из булыжника размером с кулак, на который если съедешь то пробитые колёса будут не худшим твоим исходом, вот так и растягиваются секунды с зажатой тормозной ручкой в психологической борьбе между нежеланием съезжать и вера в то что водителю фуры дороже человеческая жизнь, чем миллионный груз и сроки доставки... а ещё бесит когда водители легковушек на пустой дороге сигналят - ну им то точно места не мало!
Артем
2014-12-04 23:11:48
Строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Не знаю, к счастью или к сожалению.
КузьмичЪ
2014-11-30 23:23:09
Пусть сначала догонят, а потом штрафуют. У меня уже есть опыт сваливания от ментов на велике.
Евгения
2014-11-30 19:36:35
Я лично ЗА! С сыном всегда спешиваюсь перед переходом проезжей части по переходу (будь он регулируемый или нет!). Это правило было дано, кстати! Ибо если ты на колесах ты уже НЕ пешеход! Да, не удобно, если ты едешь вдоль дороги (например для меня Щелковское шоссе). Вариант реально такой, что нужны велодорожки... или что-то надо еще думать. В любом случае считаю, что жертвовать все равно придется чем-то. Ну такова жизнь. А то, что будут люди нарушающие, так это не новость, их и среди автомобилистов полно (большинство). Нереально ездить по правилам (я как автомобилист говорю). А велосипедистов надо штрафовать за езду без осветительных приборов в темное время суток! Причем на много!!!! Чтобы неповадно было! Это я как велосипедист говорю!
алрук
2014-11-28 19:32:38
Часто рядом с пешеходным переходом можно нарисовать велопереход. Чтобы писать законы о велосипедах, надо для начала, поездить на них. И не надо спешить, не обгонять, изучайте свой маршрут, и чаще ездийте Пешеходы и водители привыкнут к вам.
yun
2014-11-28 19:37:59
Крайне правильная поправка. Вы не учитываете что есть поворот направо на зеленый сигнал светофора, когда для зебры тоже зеленый. При этому водитель оттормаживает от 60 до 20-15 км час ( а относительно переходящих до 0км/ч т.к. меняет направление) И если в этот момент к зебре подъезжает велосипедист - то до поворота водителю сложно оценить его скорость, складывается ошибочное ощущение что машина успеет проехать из-за разницы в скорости в 50 км/ч (мозг то расчитывает исходя из текущей скорости и тормозить не собирается). Но уже через несколько секунд у велосипедиста преимущество в скорости в 10-15км/ч. И тут оказывается что велосипедист не просто догоняет машину, но и успевает заехать под нее. А насчет удобства - пешеходам тоже не очень удобно желетки светоотражающие носить, а водителям по сторонам смотреть на мелкие (относительно других машин) предметы типа перешеходов и велосипедистов. Но я скажу что по настоящему не удобно: это лежать на 2 метра в земле или сидеть 5-7 лет!
Иоан Великий
2014-11-28 17:00:10
я велосипедист, езжу исключительно по дороге и для меня данное нововведение крайне не удобно, т.к. при перемещении по городу пересечь дорогу разделённую газоном или повернуть на пересечении двух дорог налево не представляется возможным (опять же из-за правил: нам запрещено перестраиваться из крайней правой полосы) остаётся только зебра, перед которой я останавливаюсь, слева в притирку останавливается машина, с права зачастую вплотную стоит заборчик, я должен как-то слезть с велосипеда не задев машину и не сев на пыльный заборчик, и тут начнётся самое бесячее: переход забит людьми т.е. на тротуар я попасть не смогу и выкатить велосипед перекрыв пешеходам путь инстинкт самосохранения не позволит, я значит подожду пока они пройдут в одну сторону, в другую, тут переход опустеет, зато машинам включится зелёный - я потеряю в два раза больше времени, а не слезая с велосипеда я обычно успеваю начать движение до того как пешеходы пойдут и им приходится меня пропускать, по этому я против этого закона - велосипед создан для скорости и каждую свою поездку я воспринимаю как тренировку, меня просто бесит слезать с велосипеда и терять драгоценное время!
nionde
2014-11-30 06:47:32
1. Почему-то уверен, что никто штрафовать за это не будет. Сплошной гемор для сотрудника. Сначала попробуй догони велосипедиста. Ему свистят и жезлом машут, а он только скорость набирает. Не на машине же за ним по дворам гоняться. Ну и кто захочет выглядеть идиотом, чьи указания игнорируют? Так что и свистеть, думаю, не станет. А приняли исключительно для того, чтобы проще было распределять виновность при аварии велосипеда и авто на зебре. 2. А для безопасности лушче было бы на улицах с интенсивным движением оборудовать зебры светофорами, а на остальных - ставить знаки СТОП перед зеброй, чтобы машины останавливались перед знаком независимо от того, есть там пешеходы или нет.
AD
2014-11-30 01:48:39
Видимо, проблема поворота направо под общий зеленый свет не в быстрых велосипедистах. Под возможное ДТП также попадают бегуны, самокаты, роллеры... Даже представляю, как активный колясочник разгоняется пересечь зебру на зеленый светофор, а его тут низкого из авто и не заметили. Считаю, что общего зеленого света не должно быть. А на счет самосохранения - в начале человек аккуратен. А когда человек повторяет сто раз в день - появляется усталость и ошибки. Выделенный зеленый свет - это защита от ошибок.  
Дмитрий Жестков
2014-11-30 01:07:04
Могу сказать и от мнения велосипедиста и от автолюбителя. С точки зрения велосипедиста очень неудобно, так как периодически приходится двигаться по тротуару и вариантов для безопасного движения просто не остается. (Я говорю в основном про темное время суток когда велосипедист не заметен на дороге). С другой стороны все логично.....у меня лично была неимоверно большая куча случаев когда при подъезде на авто к "пустому" переходу пере до мной пролетал бешеный велосипедист, и ладно бы в светлое время суток когда его можно заметить и затормозить, так еще и в темноте безо всяких световых приборов. В таком случае в сектор света фар он попадает когда делать что либо уже поздно. Это все про нерегулируемые переходы. С регулируемыми вроде все понятно. Но в принципе 80% встреченых мною в ноябре вечером в городе велосипедистов были БЕЗ СВЕТА то есть ехали неприметной тенью, и мне искренне было жаль автомобилистов которым по пути они встретились. А сколько раз народ вообще без оглядки на происходящее на дороге (даже в светлое время) люди на велах пересекают дорогу не глядя на то что происходит вокруг? Сравните скорость пешехода и велосипедиста на пешеходном переходе? Пешехода есть время заметить велосипедист же как правило вылетает неожиданно и даже не притормаживая. Грустно все это хочется общей культурности на дороге, но нет ее ни с той ни с другой стороны (есть хорошие люди и там и там) Велосипедистам надо изучать ПДД и здравый смысл. Автолюбителям помнить что дорога для всех.
Вячеслав
2014-12-08 21:13:19
Нужно петицию составлять на аваз.орг или ещё где то.
Вячеслав
2014-12-08 21:11:17
Велосипедистов не спросили! Закон принят жирными и наглыми автомобилистами. Просто можно было ограничить скорость велосипедистов на зебре, причём только на нерегулируемой светофором, чтобы не вылетали неожиданно на дорогу.
Тукке
2014-12-08 16:58:18
Я велосипедист. У меня даже свой блог на ютюб есть. Мнение мое таково: - велосипедист обязательно должен высветить себя из темноты, особенно сзади, т.к. спереди на веле я еще вижу что есть, а вот сзади я не контролирую дорожную обстановку..потому задний габарит лампочкой въобяз! - я не согласен со спешиванием на переходах, всегда стараюсь проехать немного(!) быстрее пеших, ибо они как бараны прут, потоком, и чтоб с велом пешком их миновать, получается целая история...Пока толпа не видит опасности от вела - она не пропускает тебя с ним.. - классный вариант, мне нравится, как предложили выше. Параллельно с пешими, сделать вело переходы - никто не мешает. Также согласен, чтоб на нерегулируемых и плохо-просматриваемых пеших стоял знак стоп, а то есть некоторые "мертвые" пешеходки, на которых автомобилисты едут невнимательно, ну да этот вариант не принципиален, ибо я понимаю и автомобилистов, тратящих жидкие деньги на разгоне 1,5тонного коня) .. В итоге. Соглашусь с текущими собеседниками - законы создаются лишь бы просветить виновность в случае аварии, а вот практичность вело\законов редко просматривается.. P.S. Канал на Ютюбе: Андрей Путь. Шоу "Крути Педали"
Мария
2014-12-08 17:25:00
Смысл в таком законе есть - я понимаю пешеходов, которым неудобно наличие проезжающих среди них велосипедистов (причем часто гудящих (!!!) на тротуаре, чтобы их, видите ли, пропустили - вот что надо запретить однозначно). Но смысла в развитии велодорожек нет. Ехать по ним, значит дышать исключительно выхлопами от автомобилей, да и негде их разместить, особенно в центрах крупных городов. Пешеходные зоны, которые пытаются развивать в Москве, и в которых в принципе можно было бы сделать велодорожки, не приветствую - зачастую это места, где тусуется пьяная молодежь, бомжи и тому подобная публика.
Виталик
2014-11-28 14:01:54
Моего друга на велосипеде сбила машина на переходе (не сильно, но факт наезда был). Было дело так: светофор, горит красный для пешеходов, подъезжаем с ним к переходу, и в этот момент загорается зеленый. Машинам разрешен поворот. Друг хочет проскочить вперед толпы и набирает скорость. Водитель видит, что пешеходы только начинают идти и тоже дает газу, велосипедиста он, конечно, не видит. Ну и встретились они, друг грохнулся на копот. Оба отделались испугом. У самого была похожая история, но я успел затормозить. С тех пор по пешеходным переходам либо медленно еду с толпой, либо пешком.
Антон
2014-12-02 11:31:43
А теперь представьте, что чтобы штрафовать велосипедистов на переходах, должен быть уполномоченный орган. Ок, сами по себе сотрудники есть, но они должны постоянно находиться на месте фактически. Не будут же велосипедистам слать "письма счастья" с фото с камер =) (Хотя не удивлюсь, если вскоре появятся какие-нибудь ПТСки и права на вело - были же в СССР). К тому же - это как с курением в общественных местах - выкинул окурок и ты не курил. Конечно, вести разговор в таком ключе с копом не особо приятно, но доказательств по факту не будет. Да, возможно, в центре и будет стоять пара сотрудников на основных переходах, но во всем остальном это сугубо показуха.
Виктория
2014-12-02 23:09:48
Вместо того, чтобы заставлять велосипедистов спешиваться на всех переходах (что невозможно), их нужно заставить быть заметными на дорогах - обязать ездить со светом, носить светоотражающие элементы одежды. А за отсутствие этого - штрафовать. Это будет реально выполнимо, сделает движение безопаснее. Если решили, что нужно спешиваться, то в ПДД уточнить, на каких переходах это реально необходимо. Например на тех, которые имеют более 4-х полос движения и не регулируются светофорами. Такие пешеходные переходы проезжать верхом на велосипеде действительно опасно. А существующая поправка полностью вставила палки в колеса - в любом крупном городе нет участков, где каждые 100-200 м не возникнет на пути пешеходный переход. Я, например, отказалась теперь от поездок по городу на велосипеде. У меня нет времени и физических сил каждые 3 мин слезать-залезать на велосипед. По проезжей части ездить я боюсь и нечем дышать от выхлопных газов. Организация велодорожек проблему не решит - дело долгое, затратное и ненужное.
Игорь
2015-01-05 20:21:35
Как человек, который и на велосипеде катается и на машине немало удивляюсь статье. Когда человек едет на велосипеде он является транспортным средством, а транспорт по пешеходным переходам не ездит. Чисто практически, если даже пешеход выбегает на пешеходный переход, то увеличивается шанс попадания под машину, т к водители просто люди со своей реакцией. Очевидно, что выехать на велосипеде, который может ехать со скоростью и 20 км в час и 30 км в час - это нереально водителю что то предпринять. Закон очевидно правильный. Странно, что кому то пришло в голову сомневаться в этом.