Let’s bike it!

Советы по зимней езде на велосипеде

Практика
0
  • Перевод: Надежда Жеребина
Фото: Mikael Colville-Andersen

Жители северных городов с развитой велокультурой уже давно сломали стереотип о том, что никто в здравом уме не сядет зимой на велосипед. В странах, где велодвижение только набирает обороты, всё ещё слышны сомнения, но в СМИ регулярно появляются материалы с полезными советами для тех, кто продолжает ездить на велосипеде, несмотря на холод и снег. Мы перевели пару наиболее интересных.


Гид для начинающих

Один из таких материалов за авторством Тома Бабина (автора книги «Frostbike: The joy, pain and numbness of winter cycling») опубликовал в своём последнем номере канадский журнал Momentum.

«Образ заснеженного города и женщины на велосипеде — модно одетой, в зимнем шарфе, с любимой музыкой в наушниках, потягивающей кофе — привычен во многих городах мира», — пишет Бабин и предлагает пять шагов навстречу более комфортному передвижению на велосипеде зимой.

1. Не ищите идеальный велосипед для зимы — его не существует.

Толстые покрышки и шипованная резина, несомненно, облегчают зимнее передвижение на велосипеде. Том советует поэкспериментировать с разными видами велосипедов в поисках модели, которая будет оптимальной в условиях вашего города. И при этом утверждает, что удобство зачастую не имеет никакого отношения к цене — по крайней мере, сам он уже несколько лет использует для зимних поездок подержанный горный велосипед за 50 долларов.

2. Продвигайте улучшение зимней велоинфраструктуры в вашем городе.

Противники велосипедизации часто говорят, что нет смысла инвестировать в велосипедную инфраструктуру в северных городах, ведь не так много людей ездят на велосипеде круглый год. Однако взгляните на Монреаль и Миннеаполис, где в час пик, несмотря на холод и снег, на дорогах можно встретить тысячи велосипедистов. Очевидно, что зимой количество велосипедистов будет меньше, чем в тёплое время года. Но холодная снежная зима не отменяет потребности в велоинфраструктуре и даже, наоборот, — обостряет потребность в ней. Отгородить велосипедистов от моторизированного транспорта гораздо важнее зимой, а уборка велодорожек является ключевой мерой для безопасной езды.

3. Не волнуйтесь по поводу одежды.

В интернете можно найти миллион постов, авторы которых рассказывают про необходимость одеваться «капусткой», синтетики и водонепроницаемой верхней одежды. Но зимняя езда на велосипеде — не экстремальный спорт. Одевайтесь, как оделись бы на зимнюю прогулку пешком. Ваш организм быстро начнёт вырабатывать тепло и вам придётся беспокоиться не о холоде, а о том, как бы не вспотеть. Общий принцип таков: в начале поездки вам должно быть немного прохладно, ведь затем в процессе езды вы разогреетесь. Перчатки, шапка, шарф и шерстяные носки — единственное, о чём нельзя забывать.

4. Полюбите зиму (или хотя бы относитесь к ней спокойно).

Несмотря на технологии, позволяющие легче переносить холода, мы стали избегать зимы всеми способами. «Откройте для себя приятные стороны зимы, — пишет Том Бабин. — Покатайтесь на лыжах или на санках, слепите снеговика, поймите, что зима не так страшна». Как только ваше отношение к зиме начнёт меняться, поездка на велосипеде перестанет казаться чем-то из области экстремальных развлечений. Вы сразу вспомните, почему так любите велосипед.

5. Не рисуйтесь.

Многим из тех, кто ездит на велосипеде зимой, нравится слышать вслед: «Да ты просто сумасшедший!» Это даёт чувство превосходства, вы как будто сильнее и смелее других. Бросьте! В зимней езде на велосипеде нет ничего необычного. Это может сделать каждый. Спросите об этом пожилую женщину в Финляндии, которая в снегопад укладывает сумку с продуктами в велокорзину. Зимой ездят не только фанатики и мазохисты, мы просто сами убеждаем себя в этом. На самом деле для успешной поездки на велосипеде зимой необходимы всего четыре вещи хорошо отрегулированные тормоза, водонепроницаемая сумка или корзина для личных вещей, крылья, а также передний и задний фонари.

Будучи горячим сторонником зимней езды на велосипеде, Бабин, тем не менее, советует исходить из здравого смысла. Предвкушение поездки по хрустящему снегу и возможность преодолеть психологические и физические барьеры — это прекрасно, однако бывают дни, когда лучше оставить велосипед дома. Поводом для этого может стать слишком глубокий снег, скрывающий лед и другие помехи, сильный дождь, ухудшающий видимость, а также низкая температура, грозящая обморожением незакрытых участков тела. Решайте сами, как далеко простирается ваша зона комфорта. Помните, что зимняя езда на велосипеде — это не гонка на выносливость. Главное, чтобы погода, как бы она ни была, не мешала вам получать удовольствие от езды.

Фото: Mikael Colville-Andersen

Зима в радость

Ещё одну порцию зимних советов можно найти на сайте Velojoy.com

  1. Берегите суставы и мышцы — перед выездом можно сделать небольшую разминку.
  2. Возите с собой запасные батарейки для фар — на морозе они могут сесть быстрее.
  3. Немного спустите колёса и опустите седло, это улучшит сцепление с дорогой, сместит центр тяжести вниз и придаст вам манёвренности.
  4. Будьте внимательны, переезжая металлические и окрашенные поверхности. В мороз они становятся скользкими.
  5. Жмите на тормоз дважды — вода успеет сойти с обода и вы затормозите гораздо лучше.
  6. Используйте задний тормоз, поскольку заднее колесо гораздо легче вывести из заноса, чем переднее.
  7. Для поворотов наклоняйте велосипед, а не корпус, чтобы избежать скольжения.
  8. По прибытии счищайте снег и реагенты с цепи, ободов и тормозных колодок.
comments powered by HyperComments
Поддержать проект
Erelen
2015-01-27 14:33:54
> Немного спустите колёса Сами прекрасно "спускаются", как только выносишь велосипед на улицу и в камере понижается температура. > Для поворотов наклоняйте велосипед, > а не корпус, чтобы избежать скольжения. Мой опыт говорит строго об обратном: велосипед по возможности оставить вертикально. Если, например, поворачиваю направо и есть риск заваливания налево - самому (но не велосипеду!) наклониться чуть направо.
Василий
2015-01-29 11:08:53
Это всё, конечно, хорошо, но есть еще несколько проблем (живу в Москве, до места учебы 12 км по шоссе): 1. Грязь и вода на дорогах. Пока доедешь до места назначения, будешь по уши грязный. Крылья не спасают. 2. Техническая соль на тротуарах. Мне жалко свой велосипед. Конечно, еще мне жалко свою обувь, но тут уж ничего не поделаешь. 3. Шлем с шапкой не очень хорошо уживаются. 4. Рюкзак на спине прижимает одежду. В холодное время это способствует появлению еще одного неприятного эффекта: спереди может быть прохладно, а спина вспотеет.
oVelo
2015-03-12 17:43:31
>нет смысла инвестировать в велосипедную инфраструктуру в северных городах... Однако взгляните на Монреаль и Миннеаполис То, что американцу север - для нас далёкий юг, если кто не силён в географии. Их "модная женщина в шарфике с кофе" скукожится в первом же нашем сугробе. Поэтому одевайтесь не "как оделись бы на зимнюю прогулку пешком", а по нашим климатическим условиям.
vayerx
2015-01-28 19:49:49
Erelen, колеса приспускать всё же стоит: если в теплое время года по шоссе на mtb нормально ездить на 3-4 bar, то зимой лучше приспустить до 1-2 (на морозе). Исключительно за счет изменения температуры давление вряд ли так опустится. Что за наклон при повороте, то тут сильно зависит от покрышек. На агрессивной резине по краям, как правило, ставится больше шипов и удержаться на льду легче.
Ирина
2015-01-28 20:52:02
От обморожений спасут неопреновые чехлы на конечности. Езжу так до минус 30. Ниже просто у нас не бывает. Лицо закрывается балаклавой. Никаких открытых участков тела нет. Так что считаю, что не страшна любая минусовая температура. Да, и главное одеваться не столько тепло, сколько ветронепродуваемо.
Сергей
2015-01-29 05:53:40
Сумка -фигня, только рюкзак. Тормозит ь одним задним тоже же чушь, нужно плавно передним и задним. Езжу уже 18 ю зиму при любых температурах, главное утепление рук и ног, легкая дышащая экипировка.
Андрей
2015-04-23 07:08:49
>Erelen, колеса приспускать всё же стоит: если в >теплое время года по шоссе на mtb нормально >ездить на 3–4 bar, то зимой лучше приспустить >до 1–2 (на морозе). Исключительно за счет >изменения температуры давление вряд ли так опустится. Да, из физики - давление будет пропорционально соотношению температур в Кельвинах. К примеру, при переходе от +20 к -20 градусов Цельсия давление упадёт примерно на 15% (253К/293К). >Для поворотов наклоняйте велосипед, а не корпус, >чтобы избежать скольжения. Уж не знаю про наклоны, но вот то, что скорость прохождения поворотов зимой должна быть в разы меньше, чем летом - это однозначно! (по крайней мере, для обычной резины)
Крк
2015-05-16 15:46:44
2 oVelo >То, что американцу север — для нас далёкий юг, если кто не силён в географии. Если кто не силен в географии, Монреаль - это Канада. И климат там практически такой же как например в Москве, даже немного холоднее.
Хамаль
2015-02-11 12:27:22
Согласен с Ириной и Сергеем: - главный враг велосипедиста зимой - не холод, а ветер. Капюшон и балаклава - лучшие друзья. чаще всего достаточно плотного капюшона (чтоб не слетал от ветра) и воротника, закрывающего подбородок. Плюс качественные обувь и перчатки. Потеть весьма нежелательно, потому в остальном лучше одеваться полегче, как на активную лыжную прогулку, например. - тормозить надо обоими колёсами. Тогда можно добиться большей устойчивости чем на ногах даже в гололёд под снежными заносами (как было в Москве 25 декабря 2014, например). - очень важное замечание в статье насчёт атаки бордюров/поребриков, рельсов и прочих выступов зимой - строго перпендикулярно во избежание соскальзывания. И да, седло действительно лучше чуть пониже, чтоб можно было кончиками пальцев ноги достать до дорожного полотна - может не раз спасти от падения, в т.ч. при заносах.