Let’s bike it!

Не заставляйте велосипедистов быть заметнее

Заставьте водителей перестать их сбивать.

Дискуссия
0

Эбен Уэйсс ведёт блог Bike Snob NYC и является автором книг Bike Snob, The Enlightened Cyclist и Bike Snob Abroad. В своей статье в The Washington Post он объясняет, как законы об обязательном ношении шлемов и светящийся в темноте спрей показывают, кто нам самом деле хозяин дорог.

Около 100 лет назад автомобильная индустрия провернула ловкий трюк: Она похитила у нас дороги.

Видите ли, в первые годы после появления автомобилей общество следовало «причудливой» идее, что человек, управляющий огромной машиной, не должен упускать из виду других людей вокруг. Затем последовала эпоха серийного производства, появления Ford Model T. Внезапно автомобили заполонили всё вокруг, и к концу 1920-х машины (а если быть точнее, их водители) убили более 200 тысяч человек.

Общество как будто даже стремилось к более человечным отношениям на дороге. Города призывали к ужесточению правил дорожного движения и к их строгому соблюдению. Автоиндустрия отвечала настойчивой агрессивной пропагандой, замаскированной под кампании по безопасности. Одним из самых удачных проектов было внедрение понятия «неосторожно переходящий улицу пешеход». Этот проект довольно удачно украл у нас право на дорогу. (Вы можете прочитать больше здесь.)

Это побоище имеет место и сейчас, но мы уже привыкли сваливать вину на жертву аварии. Если не считать тех нескольких секунд, пока горит «зелёный свет», пересечение улицы давно является преступлением. Фактически, мы лишены равного доступа к дорогам, если не хотим или не можем себе позволить иметь машину. Пока же мы имеем инфраструктуру, оптимизированную под потребности личного автотранспорта, и нацию субсидируемых водителей, которые препятствуют субсидированию любых других способов передвижения, а на штрафы за неправильную парковку реагируют так, как будто эти штрафы причиняют им боль. Разумеется, и автомобилисты, и велосипедисты, и пешеходы должны «делиться дорогой», но подумайте, чувствуете ли вы себя равноправными участниками движения, когда едете по водосточной канаве с осколками стекла, тогда как мимо вас проносятся автомобили. Это лукавое понятие «равенства», согласно которому мы лишь притворяемся, что слабые и сильные мира сего имеют равные права и возможности.

(И нет, я не говорю, что машин быть не должно. Послушайте, у меня есть машина. Просто машины они как «белые люди» или Уолл-стрит: их больше не надо ни от кого защищать).

Но всё меняется, верно? Молодежь возвращается обратно в города и требует пригодные для жизни улицы! В городах появляются велопрокаты и велополосы! Каждое воскресенье она перекрывает улицы в вашем районе для организации фермерской ярмарки, и люди с улыбками на лицах возвращаются домой пешком или на велосипеде, чтобы приготовить здоровую органическую растительную пищу, подкрепиться перед очередной успешной рабочей неделей, затыкая тем самым вас за пояс!

Производители автомобилей тоже изменились, не так ли? Конечно изменились. Теперь они все дружелюбны и милы. Нет больше Генри Форда-антисемита — теперь у нас есть Билл Форд Младший, спонсор велопроката. Они создают электромобили, «кроссоверы» для больших семей, оснащают их датчиками и камерами, чтобы компенсировать поощряемую годами культуру невнимательности водителей. Ах да, не забывайте о технологических компаниях: Google и Apple собираются сделать автомобильные аварии издержками прошлого, и вскоре все мы будем слоняться без дела в утопическом мире самоуправляемых гольф-каров.

Не дайте себя обмануть. То что запланировали автомобильные компании настолько непорядочно, настолько коварно, настолько научно-фантастически ужасающе, что по сравнению с этим вся эта ерунда с «неосторожным пешеходом» скоро станет восприниматься как пример великодушия:

Они превращают нас в машины.

Да, это правда. Тем не менее они начинают не с пешеходов. Они начинают с велосипедистов. Первый шаг — законы об обязательном ношении велошлемов для взрослых, такие как законопроект, предложенный в Калифорнии (в который также входят требования о ношении светоотражающей одежды в тёмное время суток). Мы уже пришли к тому, что каждое «происшествие» (полиция всегда называет это «происшествием», водителям дозволено делать осечки в неограниченных количествах) с участием автомобиля и велосипеда — это всегда вина велосипедиста, что отсутствие шлема автоматически означает его виновность. Именно поэтому, где бы вы не прочли о велосипедисте, который был ранен или погиб, в статье всегда скажут про отсутствие шлема, не уделяя внимание тому, что он мог быть здесь абсолютно ни при чём. («Асфальтовый каток наехал на ноги велосипедиста. Состава преступления не найдено. Жертва была без шлема»).

Так зачем делать ношение шлемов обязательным? Для вашей безопасности? Я вас умоляю. Статистика по травмам головы, получаемых велосипедистами, настолько сомнительна, что даже федеральное правительство было вынуждено прекратить преувеличивать значение велошлемов в соответствии с Законом о достоверности информации. Возможно, вы из тех людей, кто думает, что не носить велошлем равносильно суициду. Может, вы отказываетесь его надевать из-за того, что это испортит причёску. А может быть вы, как и я, не особо переживаете по этому поводу, потому что лысеете, так что надеваете шлем, только когда едете на гоночном велосипеде в специальной экипировке, однако для прогулки по городу в повседневной одежде ездите без него. Штука в том, что у вас есть выбор.

Вот почему автопроизводители, страховщики, чиновники, лоббирующие их интересы, так продвигают законы о ношении шлема. Во-первых, принуждение людей носить шлемы переносит ответственность на велосипедистов и избавляет правительство от потребности развивать в городе велоинфраструктуру, а водителей от обязательного соблюдения правил дорожного движения. «Хотите чувствовать себя безопаснее? Мы не собираемся обеспечивать вас велополосами. Они отнимают слишком много свободной площади для парковок. Наденьте-ка лучше себе на голову этот дурацкий пробковый колпак, и всё будет отлично!» Щёлк — и готово.

Во-вторых, законы о шлемах демотивируют людей использовать велосипед для ежедневных поездок, делая их некомфортными и выставляя их намного более опасными, чем они есть на самом деле. В Австралии получено много доказательств того, что законы о велошлемах принесли большой ущерб росту популярности велосипедов как вида транспорта, но не сделали жизнь велосипедистов безопаснее. Взгляните на велопрокат в Мельбурне: навряд ли кто-то им пользуется, ведь для этого прежде всего нужно будет купить шлем. В то же время в таких странах, как Нидерланды и Дания, где тысячи людей ездят на велосипедах, велосипедисты в шлемах являются такой же редкостью, как у нас — водители автомобиля в шлемах. И пока что они справляются на отлично — может, потому что у них есть велосипедная инфраструктура и потому что они до сих пор придерживаются идеи о том, что именно человек, сидящий за рулём огромной машины, несёт ответственность за сохранение жизней других людей на дороге.

Хорошо, скажем, вы готовы напяливать на голову вспененный бампер каждый раз, когда садитесь на велосипед, даже если просто хотите заскочить в местный магазинчик купить немного капусты. Но это только начало! Потому что сейчас Volvo — те самые зацикленные на безопасности шведы — хотят, чтобы велосипедисты стали ещё на один шаг ближе на пути к «безопасности» и обрызгали себя штукой под названием Lifepaint, чтобы светиться в темноте.

Это просто ещё один способ избавить водителей от какой-либо ответственности за то, что они делают по отношению к другим участникам дорожного движения. Доказательства? Промо-ролик от Volvo полон благодарностей, например, один водитель говорит:

«Штука, которая после нанесения заставит тебя буквально “кричать” о твоем присутствии на дороге таким водителям, как я, — это фантастика!»

Что? Ты настолько рассеянный? Никто не обязан «кричать» тебе, чтобы привлечь твоё внимание во время вождения машины. Ты должен априори быть внимательным, никаких исключений.

Хотя! Знаете, Lifepaint будет отлично смотреться на вашем «умном шлеме» от Volvo.

Что ж, политики хотят внедрить законы об обязательном ношении шлема, а производители автомобилей предлагают нам опрыскать себя с головы до ног светящейся в темноте краской, прежде чем сесть на велосипед. Такими темпами пройдёт совсем немного времени, прежде чем вам придётся получить права, зарегистрировать велосипед, надеть громоздкую форму от Dayglo с системой иллюминации, одну из тех Австралийских «умных шляп», а сзади прикрепить GPS маячок, чтобы вас не сбил Apple iCar.

Вот и всё! Вы — внедорожник!

И это они ещё не дошли до пешеходов. Велосипедисты могут вас раздражать — в конце концов, это так по-американски — но смеяться вам осталось недолго. Очень скоро мы все будем передвигаться по городу как Динамо из «Бегущего человека». Попрощайтесь с этим разнообразием способов передвижения.

И не говорите, что я вас не предупреждал.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект
eewahn
2015-04-24 12:54:54
Отличный перевод, спасибо
Dmitry Pomaz
2015-04-24 13:40:59
Много кислоты и желчи, но приходится мне с этим согласиться. Не знаю, как в других странах, в России так. Халатное поведение водителей авто на дороге удручает. Поэтому одеваю шлем и молюсь ангелам. (Велосипед залепил световозвращающей плёнкой, так, на всякий случай).
Юрий
2015-07-08 13:53:35
"В гонку с групповым стартом шлем обязательно, при поездке по сложной трассе, где есть высокая вероятность падения шлем также пригодится." на соревнованиях шлем надевают, потому что знают, что это не прогулка и падения, если не обязательны, то часты. В условиях гонки спортсмены едут на пределе, рискуют и могут ошибиться и упасть. В парках и на дорогах общего пользования я не вижу частых падений. Знание ПДД (8 лет стаж вождения) я считаю очень важным моментом при езде по дорогам, чтобы адекватно и быстро прочитывать ситуацию и поведение автомобилистов. Вычислять неадекватов, гонщиков, которые могут искать малейшую возможность проскочить мимо велосипедиста. Из средств пассивной безопасности я использую яркую желтую майку, которую даже в темноте хорошо видно, задний мигающий красный фонарь и передний фонарь в режиме стробоскопа. P.S. Предпочитаю ездить по дорогам общего пользования и агрессии со стороны автомобилистов я не вижу, а водители автобусов/троллейбусов заметно парятся. Видят, в пробках дают возможность проехать.
Марина Ки
2015-07-10 16:02:41
Не соглашусь, что Москва - это территория машин. Может быть раньше это было так, но сейчас столица превращается в город для людей и велосипедистов. Мэрией города были расширены и построены новые пешеходные зоны, в 2015 году сеть велопроката составила 300 станций на 2700 велосипедов в Центральном, Северо-Восточном, Западном, Юго-Западном и Южном административных округах г.Москвы. Москвичи чаще всего выбирают здоровье, а не комфорт.
Макс
2015-05-22 11:56:45
Да, реалии не наши, но здравое зерно в рассуждениях есть. Москва - это территория машин, это город не для людей, а для автомобилей. Уменьшение детских площадок под придомовые парковки, вырезание кусков газона под асфальтирование, отсутствие пешеходных зон в критически опасных участках дорог (я говорю о третьем транспортном - человек, который просто хочет перебраться с одной стороны эстакады на другую должен проявлять чудеса терпения и изобретательности, ведь путь из точки "а" в точку "б", которые в ста метрах по прямой друг от друга, может занять до получаса у пешехода). Я маленькое тело на 15-ти килограммовой раме с колёсиками, рассекающий по краешку автомобильного царства на скорости не больше 40 км/ч, досадное недоразумение на дорогах Москвы. Даже не так - я помеха. Я согласен с автором статьи в том, что безопасность велосипедиста во многом мера ответственности водителей - чаще всего в МСК водитель просто не помнит, что велосипедисты существуют, и наше появление в зоне видимости для них часто неприятный сюрприз. "Нет, ну вы представляете - захотел обогнать поток справа по обочине, а там какая-то скотина на велосипеде!". Минута - и ты уже едешь на капоте. Ещё минута - и ты выслушиваешь мат-перемат на тему "тебе тротуара мало?!" и осознаёшь, что виноват во всём, а водитель жертва обстоятельств. И приехавший гаишник, оформляя наезд на велосипедиста, тоже выскажется в ключе "я понимаю что правилами разрешено, но ты же должен понимать..." Я считаю, что водителей, когда они получают права, должны натаскивать на тему пешеходов и велосипедистов до условного рефлекса. Увидел велосипедиста - не выжимай его на бордюр. Дай ему дорогу. Пусть даже это преподносится с сарказмом в стиле "дай дорогу дураку". Например на Украине разрешили осуществлять обгон по правой стороне. Это наглядный пример того, как государство идёт на встречу именно водителям, забывая, что дорога - она общая. Уважаемые, ведь если такое утвердят в России, на московских дорогах жизнь велосипедиста будет очень короткой... А ведь сторонники такого нововведения имеются! Это блин велоцид! ЗЫ По поводу шлема - за 4 года катания надевал его может раза 4-ре. Неудобно, в рюкзаке занимает много места. Полезность оного в вопросах обеспечения безопасности обсуждать не стану, ибо не могу ничего дельного сказать, но сам езжу в кепке, и если меня обяжут носить шлем, меня это не обрадует.
Юрий
2015-08-27 10:25:20
Шлемы, фонари.... Есть шлем. Но все равно выбит зуб, кучу раз сорвана кожа и велик в хлам. И шлем не помог (от UVEX). Поскольку любил рвать жилы по молодости. Сейчас отпустило :) Был задний фонарь с поворотниками. Сильно на него надеялся, пока прямо передо мной не завернули. И на вопрос ответили уверенно "Да с.ать я хотел на твои фонари, плати за ремонт и покраску я только с сервиса, бл.!" На что я ответил "Взаимно!" и укатил :) Потому сейчас езжу по дорогам так, как будто вокруг одни дураки, безбашенные водители, пешеходы-неадекаты, суицидальные мамочки и бешеные апельсины... Жизнь стала предсказуемой и легкой. Проще съехать на обочину, пропустить д.била, снизить скорость до ноля у скоплений людей и ни шлем, ни фонарь, ни прочая мишура не нужна! Даже ночью по трассе без фонарей гонял сколько раз - без последствий. Всего то - съехать за столбики или ограждение при звуке машины. При этом у нас сбито уже два велопутешественника. А сколько просто велунов - неизвестно. Все из-за самоуверенности что "с фонарями и жилетом в шлеме меня никто не тронет!". Да с.али они на ваши шлемы!!! Им план по сбитым надо выполнить :) Выходите из зоны комфорта, опережайте ход действия своими мыслями, "не уверен - не обгоняй" и т.п.
Анна
2015-06-11 19:42:46
Я в шлеме катаюсь. Мне он особо не мешает. К тому же я не очень хорошо езжу. Недавно имела удовольствие упасть очень сильно головой об асфальт. Ударилась сильно, пол лица синяком было. Получила легкое сотрясение. Без шлема все было бы печальнее. Кто-то писал про то что в парках асфальт не мягче, очень согласна.
avxdl.site
2019-06-30 02:40:11
<strong>avxdl.site</strong>
Андрей
2015-06-12 21:22:45
Поддерживаю слова Макса. За велосипедным рулем- 1,5 года. Езжу почти каждый день, без перерыва на зиму. И да, без шлема. Кому надо, пусть носят, я против закона об обязанности, ибо, как уже отметил автор статьи, существенно уменьшатся люди на велах в количестве. А кому он в парке жизнь спасет? В детстве я ездил не то, что без шлема, но порой вообще без тормозов, потому что кататься хотелось, и было попадал в мелкие происшествия. А если бы меня заставляли надевать громоздкую штуковину на голову, я бы катался раз в месяц, наверное. Теряется чувство опасности, или приуменьшаются травмы, возможные последствия. При таком раскладе, человек не поймет истинную цену столкновения. С вашими телячьими нежностями по поводу сверхбезопасности в условиях обычной жизни вы получите общество "сахарных" мальчиков, и равных им девочек. Да, и давайте малышам, которые ходить учаться налокотники и наколенники оденем. А пешеходам светоотражайку обяжем носить в темное время суток. Тут такая шлемофилия пошла, что не смог не высказаться, уж простите.
Опытный велосипедист
2015-04-25 16:47:47
Статья по сути глупейшая и вся эта демагогия к нашим условиям совершенно непригодна. К сожалению многие, которые отрицают пользу велошлемов начинают понимать их реальные защитные возможности лишь после того, как сами приложаться своими головами, вот только не всегда это проходит без серъезных последствий для головы. Считаю, что активно отрицать и тем более рекламировать не пользу велошлемов для велосипедистов - это антиобщественное и даже преступное деяние !
Человек из черного списка
2015-04-25 14:00:15
Шлем не только на дороге спасает но и прогулка в парке может тоже падением закончится, а вы предлагаете отказаться от шлема(посмотрите хотя бы велогонки что только не бывает кроме автомобилей), или в парке асфальт мягче?
Аттила
2015-06-17 21:54:44
Во-первых, человек за рулем (велосипеда или авто) ОБЯЗАН подумать об опасности поездки и принять необходимые меры. Это: правильный настрой на поездку (внимание, сосредоточенность на управлении и езде, четкое понимание того, что происходит), необходимые навыки езды, исправная техника, средства пассивной безопасности (в первую очередь, защитные очки). Нужно понимать, какую поездку вы совершаете, какого рода опасности могут вас ожидать. В гонку с групповым стартом шлем обязательно, при поездке по сложной трассе, где есть высокая вероятность падения шлем также пригодится. При поездке по дорогам общего пользования главное - знание и понимание ПДД, адекватное поведение, навыки езды, защита глаз (очки). Во-вторых, кто мешает велосипедистам просто по умолчанию выучить ПДД (от и до) и ездить как положено? Да никто и ничто (кроме, разве что, погоды, в гололед на велосипеде лучше не ездить вообще). Велосипедист должен выезжать на дорогу с четким пониманием того, что он - РАВНОПРАВНЫЙ участник движения. Но для этого нужно знать ПДД, уметь ими пользоваться и обладать твердыми навыками управления велосипедом. Нужно понимать логику дорожного движения, стараться находить общий язык с другими участниками. Например, все маневры нужно обозначать жестами. В-третьих, водителям авто и мотоциклов следует вбить себе в голову следующее: а) водитель ОБЯЗАН видеть и понимать ВСЕ, что творится на дороге и понимать; б) водитель НЕ ДОЛЖЕН ехать быстрее, чем позволяет в данной ситуации его зрение и скорость работы мысли. Обгоняешь справа? Убедись, что правая полоса свободна. На загородной трассе выходишь на обгон по встречной? Вот не надо обгонять, когда навстречу движется велосипедист. Иначе могут найти и испортить машину.