Развитие велодвижения Севильи сейчас находится на своеобразном перепутье — предстоит принять серьёзные решения относительно того, можно ли не просто пропагандировать использование велотранспорта, но и сделать менее удобным использование автомобилей — крайне непростое политическое решение, в тех районах, где автомобильный транспорт по-прежнему является доминирующим средством передвижения.
Нынешняя «правая» администрация отменила ранее введённые ограничения на парковку в Старом городе, мощёные переулки теперь часто забиты автомобилями. Они также против мер по снижению интенсивности трафика в других жилых районах города.
Себриан соглашается с тем, что в Севилье развитие велодвижения зашло в тупик: «Есть ещё много идей, которые могут быть реализованы, они были заложены в генеральный план по развитию велотранспорта, но до сих пор не воплощены в жизнь».
В то же время пример Севильи распространяется на другие города. Себриан, колесящий по созданной им сети велодорожек на прочном шведском Pilen, сменил залы городской администрации на офисы регионального правительства, где он контролирует проект с амбициозным названием «План развития велотранспорта в Андалусии».
Согласно этому плану, в каждом городе Андалусии с населением более 100 тысяч человек будут построены защищённые велополосы («Кроме Хаена, — отмечает Себриан особенности муниципалитета на севере Гранады, — потому что они очень старомодны»). Ранее строительство было начато уже в трёх городах — Херес, Альхесирас и Альмерия.
Возвращаясь к Севилье, 6% ежедневных поездок на велосипеде — не единственный результат. Ещё здесь произошёл несильный, но положительный сдвиг в отраслях экономики, связанных с велосипедами, что особенно актуально для города с уровнем безработицы в 30%.
По словам Кальво, до строительства велополос в городе было всего 10 веломагазинов. Сейчас их насчитывается порядка полусотни. Один из магазинов — Santa-Cleta в Старом городе, где я и арендовал велосипед, на котором сейчас следую за Кальво — проводит курсы для безработных по обучению веломеханике.
Появляются и другие новшества, например, электрифицированные грузовые велосипеды, курсирующие по Старому городу и перевозящие товары, которые раньше доставлялись в грузовиках.
Положительное влияние заметно и в жизненно важной для Севильи туристической отрасли. На Tripadvisor в рекомендациях путешественников рейтинги достопримечательностей и развлечений в городе переполнены предложениями велотуров.
Любопытной особенностью успеха Севильи является то, что малое число других испанских городов пытались перенять её опыт. В других городах тоже построили велополосы, например, в Барселоне, но они не полностью отделены от основного трафика, поэтому число поездок, совершаемых на велосипеде, остаётся крайне низким. «У нас было больше гостей из других стран Европы нежели из Испании, которые приезжали посмотреть, что нам удалось сделать», — отмечает Кальво.
Однако главный урок, пожалуй, очевиден: на континенте, где политические элиты озабочены катастрофической ситуацией в здравоохранении, вызванной крайне низким уровнем активности населения (
по данным исследования, это ежегодно становится причиной смерти порядка 700 тысяч европейцев), активное передвижение может стать ключом к успеху.
Велосипедисты — активные люди. Пример Севильи показывает, что они могут появиться даже в городе, который будучи почти равнинным, не имеет развитой велокультуры и далёк от идеальных климатических условий, имея летние температуры под +40С.
Если грамотно подойти к строительству велоинфраструктуры, то люди захотят ею пользоваться.