05.02.2016
Шесть препятствий при создании «совершенных улиц»
Наблюдая за дискуссией о создании велополосы на одной из главных торговых улиц Ванкувера, Крис и Мелиса Брантлет составили список из шести «сдвигов парадигмы», необходимых для создания улиц удобных для жизни.
Непреднамеренный, контрпродуктивный фокус на ежедневные поездки на работу
Мы уже не раз писали о тенденции, складывающейся во многих североамериканских городах, рассматривающих свою инфраструктуру, стратегию развития, маркетинг преимущественно с точки зрения тех, кто ежедневно ездит на работу и обратно. Мы согласны, что пересаживать людей из машин на велосипеды для поездок на работу очень здорово. Но как насчет других целей, для достижения которых человек совершает поездки? Скажем, большинство семей в течение недели делают покупки в магазинах, будь то запас продуктов на неделю или только пакет молока. Кому-то нужно встретиться с друзьями за обедом или подбросить ребенка на занятие в кружок. Есть много других дел, которыми могут заняться жители Ванкувера, когда они не работают. Грузовые велосипеды помогают сделать эти многоцелевые поездки проще.

Необходимо сменить отношение к велосипеду: делать его удобным видом транспорта для ежедневных поездок по делам, а не только для поездок на работу и обратно. Тогда среднестатистический житель сам захочет поехать до ближайшего магазина или ресторана на велосипеде. Как только мы это поймем, станет проще согласовать создание велополос на улицах города, где сконцентрированы торговые и развлекательные заведения — мест, где люди чаще всего проводят своё время после работы.
Убеждение, что улица — это транспортная артерия, но не место назначения
Десятилетиями дорожная сеть развивалась в сторону увеличения пропускной способности, но не комфорта и безопасности. Побочный эффект такого развития в том, что многие относятся к нашим историческим центральным улицам прежде всего как к транспортным артериям. Главная цель многочисленных торговых точек на улицах города — заставить вас остановиться, потратить деньги. Однако, проносясь мимо на скорости больше 50 км/ч, люди за рулём автомобиля, как правило, не обращают внимания на эти магазины.

Необходимо возвращение к мировоззрению, свойственному людям до 1950-х годов: улицы должны быть местом назначения, объединять жителей. Жители в свою очередь станут тратить больше на местных рынках и в магазинах, между людьми будут выстраиваться новые отношения, а идея создания сильного локального сообщества жителей станет реальностью. Изменение мировоззрения улучшит качество жизни, как и количество денег, которое будет оставаться в карманах местных бизнесменов.
Ошибка в восприятии того, как клиенты добираются до места назначения
Мы встречались с этой проблемой в городах по всему миру. Это, пожалуй, самый главный фактор, блокирующий желание бизнеса улучшать инфраструктуру в пользу общественного транспорта и велосипеда. Математика проста: у каждого есть кошелёк, но не у каждого есть машина. Владельцы компаний всегда недооценивают число людей, которые приходят к ним пешком, приезжают на велосипеде или на общественном транспорте. На графике ниже отражены результаты исследования на бульваре Джэри в Сан-Франциско.
В случае с такими улицами как Комёршиал Драйв, Мэйн стрит, Четвёртое Западное Авеню, большую часть прибыли от продаж приносят местные жители, которые предпочитают тратить свои деньги там, где живут. Они рады, что находятся в такой близости от замечательных местных рынков, ресторанов и кафе.
Убежденность в том, что место велосипеда — вдали от главных улиц
Шагнув в 21 век, Ванкувер не изменил подход к строительству велодорожек, которые размещены сейчас преимущественно в тихих жилых кварталах. Это даёт карт-бланш тем, кто считает, что велосипед это транспорт для отдыха, но не для поездок по делам. Однако результаты, которые продемонстрировали города Портленд и Нью-Йорк, доказывают, что развитие сети велодорожек способствует росту бизнеса местных компании. Ассоциация развития бизнеса Ванкувера уступила своей настороженности, дав согласие на строительство велополос на улицах Хорнби и Дансмур. Это даёт шанс приоритезации передвижения на велосипеде для всех главных улиц города.

Некоторые ассоциации развития бизнеса распространяют не соответствующие действительности утверждения, якобы замена нескольких парковочных мест приведёт к падению продаж. Если они действительно обеспокоены этим вопросом, то должны для начала разобраться, сколько клиентов приходят в местные компании и магазины пешком или приезжают на велосипеде, а, разобравшись, начать ценить этих людей и делать всё возможное для их удобства.
Обсуждение интересов только тех, кто уже пользуется велосипедом
Слишком часто мы сталкиваемся с тем, что при обсуждении вопросов развития велоинфраструктуры принимают во внимание только тех, кто уже пользуется велосипедом. Наша мантра в компании «Модасити» гласит: «Не проектируй улицы для тех 5%, кто уже пользуется велосипедом. Проектируй их так, чтобы остальные 95% могли поехать на нём». Скрытая потребность в велодорожках особенно ощущается тогда, когда общаешься с тем, кто хотел бы, но не пользуется велосипедом.

Появление безопасных и удобных велодорожек в Ванкувере доказывает, что, если город заботится о создании безопасного способа передвижения, то число жителей, которые станут пользоваться велосипедом, качественно изменится. Те места, где раньше гоняли бесстрашные курьеры и одетые в лайкру дорожные воины, теперь превращаются в пространства для людей всех возрастов и возможностей. Особенно это важно для семей с детьми, которые счастливы с комфортом приезжать в центр города на своих грузовых велосипедах.
Упущение доходов от (весьма прибыльного) туристического потока
Около миллиона туристов ежегодно используют велосипед как транспорт в Ванкувере. Мы писали в прошлом году о том, что улучшение инфраструктуры помогает им (и их кошелькам) добраться из центра города в районы, где обычно туристы не появляются. Мы вновь и вновь слышим от туристов, что они обожают энергию пригородов Ванкувера, например, Маунт Плэзант или Комёршиал Драйв, но они никогда не узнали бы о них, если бы не рассказы местных жителей.

Представьте, как смогут вырасти компании в пригородах Ванкувера, если велоинфраструктура там будет развита также, как и в центре города. Частные пивоварни давно зарабатывают на туристах, сотрудничая с туристическими компаниями, которые включают их заведения в свои маршруты. Если такие ресурсоёмкие компании научились получать выгоду от туристического потока, то и другие предприятия, расположенные в различных районах города, также смогут стать более устойчивыми в сложных конкурентных условиях сферы розничной торговли.
Вам может понравиться