08.03.2016
Велосипед как транспорт:
о чём говорят женщины
Джен Гаррард, старший преподаватель Школы здравоохранения и социального развития Университета Дикина размышляет о процентном соотношении мужчин и женщин среди пользователей велотранспорта в Австралии. Ситуация в России очень похожа.
Фото на обложке: Mikael Colville-Andersen
Источник: theconversation.com
Перевод: Екатерина Толкачёва
Женщины составляют лишь одну пятую всех велосипедистов в Австралии. В то же время, в Нидерландах, Дании и Японии на велосипедах ездит больше женщин чем мужчин. Существуют различные предположения о том, почему велосипед как вид транспорта среди женщин в Австралии распространён намного меньше, чем во множестве других развитых стран. Женщины объясняют это нехваткой времени и домашними обязанностями, а также озабоченностью по поводу дорожно-транспортных опасностей и личной безопасности.

В то время как все эти факторы, несомненно, играют определённую роль, анализ статистики из разных стран мира добавляет другую перспективу. Оказывается, что женщины чаще пользуются велосипедом как транспортным средством в тех городах, где городская среда более расположена к поездкам на велосипеде.
Среди 12 тысяч человек, зарегистрировавшихся для участия в акции «На работу на велосипеде» в мае 2015 года, женщины составляли всего 36%. Лишь в Санкт-Петербурге процентное соотношение было примерно одинаковым — 51/49. В Москве женщин было 38%, а в Воронеже, занявшем 3 место по числу регистраций, всего 31%.
Сделайте поездки на велосипеде безопасными и удобными, и женщины станут ездить
Если посмотреть на национальные, городские или областные статистические данные, мы увидим, что там, где население больше пользуется велотранспортом, там больше и процент женщин среди велосипедистов. В таблице ниже видно, что меры, которые делают велосипед привлекательным как вид транспорта, являются и мерами, которые особенно важны для женщин: безопасность, удобство и возможность быстро преодолеть расстояния короткой и средней дальности — то, что характеризует городской образ жизни.
Процент велосипедистов женского пола и количество велосипедных поездок.
Безопасность на дороге является самым главным фактором, объясняющим гендерное соотношение велосипедистов. Беспокойство о безопасности — главное препятствие на пути к развитию велосипедного движения в Австралии, и этот барьер для женщин имеет большее значение, чем для мужчин.

При объективной оценке дорожной безопасности принимается во внимание реальный риск для участников движения получить травму. Однако же, когда дело касается велосипедистов, большее значение имеет их субъективная оценка риска, и это особенно характерно для женщин.

Данные о получаемых травмах в Австралии и Великобритании показывают, что женщины намного меньше подвержены риску получить травму на велосипеде, нежели мужчины, особенно это касается серьёзных травм. Однако согласно гендерным различиям в отношении к риску, женщины больше озабочены вопросами безопасности, и эта озабоченность влияет на их поведение больше, чем у мужчин.

Женщины чаще, чем мужчины, предпочитают выбирать тот велосипедный маршрут, где они могут находиться подальше от потока автомобильного транспорта. Они также лучше свернут со своего пути ради более безопасного маршрута, а в потоке транспорта они склонны ехать более осторожно.
Безопасность на дорогах только для автомобилистов
Австралия находится в числе мировых лидеров по общей безопасности на дорогах, но до сих пор фокус делался на защите водителей и пассажиров транспортных средств. Безопасности велосипедистов уделялось мало внимания. Количество тяжёлых травм у велосипедистов в Австралии растёт. Оно в несколько раз превышает смертность и травмы в развитых странах Европы и Азии с высоким уровнем велосипедизации.

В Австралии все усилия, направленные на рост велосипедизации и на улучшение безопасности велосипедистов, связаны с отделением велосипедистов от моторного транспорта. Инвестирования в велосипедную инфраструктуру до сих пор были нерегулярны и недостаточны по объёму.
Пожилые женщины практически не представлены в велосипедном сообществе Австралии.
Фото: marcusuke/Flickr

Эффективные меры по обеспечению безопасности велосипедистов не принимаются, если эти меры влияют на автомобильное движение. Также не принят во внимание фактор «безопасности в количестве», который означает, что поездки на велосипеде становятся тем безопаснее, чем больше на дорогах велосипедистов, ведь так они заметнее.

Такие страны как Нидерланды, Дания, Германия и Япония пошли по иному пути. В этих странах если вы совершаете поездку на небольшое или среднее расстояние в городе, всё располагает к тому, чтобы вам было удобнее всего использовать велосипед.

В этих странах последовательно предпринимались меры по транспортной безопасности и совершалось городское планирование, при которых приоритет систематически отдавался велосипедному движению.

Меры включают в себя создание обширной сети качественных велосипедных маршрутов, которые обеспечивают:

  • правильное отделение от автомобильных потоков там, где это возможно;
  • хорошо налаженную систему взаимодействия между велосипедами и автомобилями в тех случаях, когда нет возможности их разделения.
Как это делают страны с развитой велокультурой
Есть множество мер, направленных на улучшение взаимодействия между велосипедистами и автомобилистами. Устранение пересечений маршрутов может обеспечить безопасное движение и для велосипедов и для автомобилей. Крупные городские районы с ограниченным потоком машин и ограничением скорости до 30 км/ч делают поездки на велосипеде более привлекательными.

Меры дорожной безопасности должны быть направлены на то, чтобы сделать безопасность велосипедистов более важной, чем удобство движения автомобильного транспорта. Например, в ряде стран водители обязаны сами избегать столкновения с велосипедистами и пешеходами и несут за это юридическую ответственность. Принцип заключается в том, что ответственность за несчастный случай по-умолчанию лежит на том, кто управляет транспортным средством, способным причинить большой урон.
Велосипеды должны занять своё место как еще один вид транспорта.
Фото: Franz-Michael S. Mellbin
Благодаря этим мерам, условия, в которых ездят велосипедисты, безопасны и приятны одновременно. И поэтому в этих странах редко случаются опасные столкновения велосипедистов с моторными транспортными средствами, каковые характерны для таких стран как Австралия и США.

Важно понимать, что эти страны с развитой велоинфраструктурой не являются «анти-автомобильными». Правильнее сказать, что они предоставляют более равные условия всем участникам движения и больший выбор средств передвижения.

Автомобильные шоссе и магистрали обеспечивают высокоскоростное интенсивное автомобильное движение между основными населёнными пунктами. Однако внутри больших и малых городов, а также в пригородах, при осуществлении разумной организации движения и соответствующего городского планирования, велосипед даёт возможность перемещаться быстрее и удобнее.

Это не просто правила, которые делают передвижение на велосипеде более привлекательным для женщин, детей и пожилых людей. В странах с высоким уровнем велосипедизации, люди предпочитают использовать такие велосипеды, которые удобны для ежедневных поездок — иными словами, велосипеды с более вертикальной посадкой. Такие велосипеды имеют большую несущую способность (что позволяет перевозить на них детей и ездить за покупками), и на них удобно ездить в повседневной одежде (в том числе и на работу), что менее удобно делать на спортивных велосипедах.

Благодаря этим мерам, езда на велосипеде как на транспортном средстве становится более привлекательной для всех, а не рассматривается только как энергичный вид спорта и физических упражнений, что привлекает большей частью людей молодых и среднего возраста.
Путь вперёд
В таких странах как Австралия, где женщин, использующих велосипед как транспорт, не много, большинство проблем, описанных выше, либо решены лишь частично, либо не решены вообще.

Больше людей вообще и больше женщин в частности сядут на велосипеды, если мы дадим этому виду транспорта приоритет над автомобилями. Подумайте о коротких поездках, которые вы могли бы совершать ежедневно, если бы для этого были созданы благоприятные условия: отвезти детей в школу, купить что-то в магазине, отправиться на работу или в спортзал.

Городская среда, приспособленная для безопасности велосипедистов, совсем не похожа на ту, где езда на велосипеде просто подстраивается под автомобили, мчащиеся во всех возможных направлениях и в любое время суток.

Как только езда на велосипеде станет удобным, безопасным и приятным каждодневным способом передвижения, количество женщин, которые пересядут на велосипед, будет неуклонно расти.
Вам может понравиться