Let’s bike it!

Секрет успеха велосипедизации Монреаля

Города
0

С точки зрения велосипедиста Монреаль обладает двумя очевидными недостатками. Начнём с того, что город холмистый, улицы ведут от берега реки вверх к покрытому деревьями пику горы Мон-Руаяль, вершина которого лежит в одной плоскости с крышами небоскрёбов, расположенных в центре города. На несколько месяцев в город приходит зима с постоянными минусовыми температурами и снегом, который делает дороги труднопроходимыми.

Это не мешает более 30 тысячам велосипедистов ежегодно собираться в парке Жэн-Монс, чтобы принять участие в Tour de L’Île , массовом заезде с маршрутами от 30 до 100 километров, проходящими по закрытым для движения автомобилей улицам. Некоторые в лайкре с легковесными велосипедами, но большинство — в повседневной одежде. Многие приезжают с детьми, которые едут самостоятельно на своих велосипедах или на соединенных специальным креплением с велосипедом родителя. Совсем малышей, пристёгнутых ремнями безопасности, везут в специальных детских прицепах. Этот заезд, своего рода празднование невероятной велокультуры Монреаля, служит также ежегодным напоминанием чиновникам и политикам о том, насколько разнообразно и многочисленно велосообщество города.

Более того, заезд и связанная с ним неделя велособытий — это трибьют пёстрому театральному миру активистов, которые 40 лет тому назад направили развитие города по пути, позволившему присвоить ему титул главной велостолицы Северной Америки.

Это, конечно, не слишком серьёзный повод для гордости. По сравнению с Копенгагеном, в Монреале машины по-прежнему занимают доминирующее положение, но здесь бурно развивается велокультура, поддерживаемая 640 километрами велополос и 240 километрами велодорожек. Даже в обычный рабочий день, за исключением самых холодных зимних дней, велосипедисты повсюду. Город также закупил более 5000 велосипедов для общественного проката Bixi Public Hire Bikes.

Зарождение велокультуры Монреаля связано с Робертом Силверменом, более известному местным жителям под именем «Велобоб». Сейчас Роберту 81 год. Он был одним из тех, кто в 1975 году создал Le Monde à Bicyclette ( «Мир Велосипеда») — открытое сообщество в основном артистов, активистов и анархистов, которые, провозгласив себя «поэтическим велолюционным движением», первыми стали претворять в жизнь многие методы проведения акций прямого действия, свойственные современным протестным движениям.

Сообщество Le Monde à Bicyclette проводило кампании, направленные на создание велоинфраструктуры, например, протесты с символическим изображением смерти, в которых использовали кетчуп и искусственную кровь, оно также сыскало успех в решении вопроса о провозе велосипедов в метро. Акции носили довольно абсурдный театральный характер, например, пронос в метро лестниц, лыж и даже вырезанных из картона слонов. Сюда же можно отнести успешное оспаривание в суде действующих на то время правил.

Ещё одним достижением стало разрешение велосипедистам двигаться по мосту через реку Сент-Лоуренс. Силвермен и его товарищи перекрыли этот мост игрой в волейбол. Они пригласили фотографов, чтобы заснять процесс погрузки в каноэ велосипедов, которые на вёслах переправили на противоположный берег. В другой яркой акции Силвермен в костюме Моисея, стоя на берегу реки, пытался раздвинуть воды, чтобы велосипедисты могли пересечь реку.

«Журналисты любили нас, — вспоминает Жак Дезжардон, единственный франкоговорящий канадец в группе основателей. — Большинство людей, вероятно, считало нас сумасшедшими, но журналисты любили наши акции, потому что они были столь театральными. Мы были на главных страницах каждый понедельник».

Монреаль в 70-е был далеко не единственным городом Северной Америки, в котором произошла велореволюция. Это был феномен, спровоцированный модой и нефтяным кризисом. Но, в отличие от остальных городов, монреальский «велобум» не выдохся, и город продолжил продвигать использование велосипеда как транспорта.

Во многом это является заслугой Vélo Québec, аналогичной, но менее экстравагантной организации, сотрудничающей с Le Monde à Bicyclette. Сообщество было основано в конце 1960-х как агентство по организации велотуров, но быстро переключилось на кампании в поддержку развития велодвижения. В 1985 году, когда в Монреале были размечены первые велополосы, Vélo Québec впервые провела Tour de L’Île.

Более 30 тысяч велосипедистов принимают участие в велопараде Tour de l’Île. Фото: Mathieu Lamarre/Vélo Québec

«Первый из них был проведён осенью и получился крайне непопулярным, — вспоминает Сюзанн Ларо, руководитель организации Vélo Québec, основавшая её, будучи студентом в 1979 году, и на сегодняшний день руководящая более 70 работниками. — Второй велопарад 1986 года, проведённый в июне, был гораздо успешнее — в нём приняло участие 15 тысяч велосипедистов. После этого политики поняли, что наш велопарад — настоящий феномен! С каждым годом в нём принимало участие всё больше людей».

«Мы всегда преследовали 2 цели при проведении Tour de L’Île. Первая — приобщить как можно больше людей к велосипеду и повысить его популярность. Вторая — послать сигнал властям. Когда 10, 20 или 40 тысяч велосипедистов едут по улицам, политики не могут сказать, что это никому не нужно».

Власти Монреаля этого не отрицают. Дэнис Кодерре, бывший член парламента от Либеральной партии в канадском парламенте, избранный мэром города в 2013 году, активно поддерживает велосообщество. Во время недели проведения Tour de L’Île он пообещал удвоить сеть велодорожек и анонсировал новый безопасный маршрут через центр города.

«Велосипед является частью наших жизней, — говорит Кодерре. — Людям это нравится. Город принадлежит всем, и самое важное — защитить наиболее уязвимых».

«Vélo Quebec и другие активисты помогли изменить сознание людей. Теперь люди выбирают город не только из-за работы, но и из-за инфраструктуры и качества жизни в целом».

3ed69760-5405-4974-9cf7-025c3a430fc9-2060x1236
Монреальские Bixi bikes. Фотограф: Doug Gordon/Brooklyn Spoke

Велокультура играет большое значение для привлекательности Монреаля, который регулярно включается в списки самых благоприятных городов для жизни. Главный маршрут через центр города назван в честь Клэр Мориссетт, работавшей с Силверменом в La Monde à Bicyclette и умершей в 2007 году.

И хотя одноименная полоса отделена от дороги бордюром, множество других отделены только разметкой, что тем не менее не создает особых проблем, несмотря на количество машин на дорогах. Водители, в целом, относятся к велосипедистам доброжелательно и лояльно: так, в 2014 году на дорогах погиб только 1 велосипедист. Их количество значительно снижается зимой, хотя в городе очищают снег с более чем 240 километров велодорожек с целью повысить популярность круглогодичных поездок на велосипеде.

«Это стало возможным благодаря тому, что граждане заявили о себе. Мы заставили власти принимать меры, год за годом»
— Жак Дезжардон

Для Силвермена, Дезжардон и Ларо результаты их усилий очевидны.

«Все это является результатом реализации требований гражданского общества, а не работы властей, — утверждает Дезжардон. — Мы вынудили их принимать меры, год за годом. Это является полной противоположностью того, что случилось в большинстве городов США, где именно мэр принимает непростое решение по популяризации велосипеда».

Дезжардон вспоминает, как он и другие велоактивисты были с насмешкой приняты сторонниками марксизм-ленинизма и маоизма, преобладавших в более радикальных кругах Монреаля середины 70-х: «Они смеялись над нами, называли нас “маленькими буржуа”. Но теперь же они живут как буржуа, тогда как мы по-прежнему просто ездим на велосипедах, живём просто и скромно».

«Мы очень гордимся тем, что изменили город. Редко случается принять участие в движении, которое на самом деле меняет ход вещей».


Понравился материал? Поделитесь им с друзьями и поддержите наш проект, чтобы мы могли перевести и написать новые.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект