Let’s bike it!

По городу на велосипеде: стоит ли рисковать?

Перевод материала газеты Financial Times, журналисты которой исследовали риски и преимущества поездок на работу на велосипеде.

Дискуссия
2,557

Страх за свою жизнь зачастую является основным фактором, мешающим жителям больших городов чаще использовать велосипед как транспорт. Так, в исследовании Министерства транспорта Великобритании в 2014 году 64% респондентов ответили, что считают передвижение на велосипеде опасным. Такое мнение часто основано на внутренних ощущениях или случаях из жизни: друг, обладающий опытом поездок на работу на велосипеде, может вдохновить последовать его примеру, в то время как наблюдение или слух о серьёзном дорожном происшествии с участием велосипедиста навсегда заставить забыть об этом виде транспорта.

Наблюдения важны. Но что говорят цифры? Financial Times попросили трёх своих журналистов исследовать риски и преимущества поездок на работу на велосипеде в больших городах (в той или иной степени каждый из них совершает такие поездки на регулярной основе).

Смерть и аварии

Роберт Райт, транспортный корреспондент Financial Times

В 2015 году в Лондоне погибли девять велосипедистов. Все они были сбиты на перекрёстках, что в очередной раз подчеркнуло повышенную опасность этих ключевых точек концентрации трафика. Проектировщики новых лондонских велохайвеев поставили безопасность на перекрёстках на первое место и избавили город от давно существовавшей опасности — светофоры были отрегулированы таким образом, чтобы велосипедисты не пересекали перекрёстки вместе с автомобилями.

«Транспорт для Лондона» (TfL), государственное агентство по вопросам организации транспортной системы столицы и разработчик концепции велохайвеев, также работает с перевозчиками, чтобы те использовали новые типы грузовиков с улучшенным обзором: именно большие грузовые автомобили служат причиной непропорционально высокого количества аварий с участием велосипедистов.

Данные шаги типичны для городов индустриального мира и необходимы для повышения безопасности поездок на велосипеде. Политики рассчитывают, что предоставление лучших условий для поездок на велосипеде приведёт к повышению популярности чистого, бюджетного вида транспорта, который предотвратит наступающий коллапс транспортных систем.

«Основное отличие велосипедистов от тех, кто не пользуется велосипедом как транспортом, заключается в постоянном страхе быть сбитым машиной или грузовиком», — говорит Бен Плоуден, старший директор по проектированию TfL.

Как бы то ни было, согласно данных Министерства транспорта пешеход в Великобритании более подвержен риску смерти, чем велосипедист. В среднем на каждый миллиард преодолённых километров в прошлом году погибло 19,3 велосипедистов. На таком же расстоянии во время прогулок пешком погибло 22,4 пешеходов. Оба способа передвижения значительно безопаснее, чем передвижение на мотоцикле: в среднем 76,3 мотоциклиста гибло на каждый миллиард километров преодоленного пути.

Большее беспокойство вызывает статистика по травмам. Общее количество смертей и травм, понесённых велосипедистами в Великобритании, более широкий показатель, учитывающий в том числе смертельные случаи, серьёзные ранения и небольшие травмы, составил в 2015 году около 3625 случаев на миллиард километров. Данный показатель практически совпадает с аналогичным для мотоциклистов, и почти в три раза выше, чем у пешеходов, чьё среднее число смертей и травм на каждый преодолённый миллиард километров составляет 1312,5. Вместе со снижением показателя смертности, «Транспорт для Лондона» рассчитывает и на снижение числа травм благодаря предлагаемой программе повышения безопасности.

Большинство городов, безопасных для передвижения на велосипеде, расположены в Северной Европе. В журнале City Cycling за 2012 год под редакцией Джона Пучера и Ральфа Бюхлера приведён расчет среднего числа ежегодных смертей велосипедистов за предыдущие пять лет на каждые 10 000 поездок на работу и обратно в крупных европейских и американских городах. Для Лондона показатель составил 1,1, что значительно лучше показателя Нью-Йорка — 3,8. Однако оба города далеко за собой оставили Копенгаген и Амстердам, где среднее ежегодное число смертей в пересчёте на каждые 10 000 поездок составило соответственно 0,3 и 0,4.

Симон Манк, участник кампании в поддержку развития инфраструктуры London Cycle Campaign, считает, что эта информация свидетельствует о более высоком уровне использования велотранспорта в городах с защищёнными велодорожками и правильно спроектированными перекрёстками. В то время как велосипедисты многих городов мира радуются редким участкам разделения потоков велосипедистов и автомобилей, их братья в Амстердаме и Копенгагене зачастую вообще не пересекаются с дорогами для автомобилей по пути на работу и обратно.

Нью-Йорк и многие другие города мира меняют дорожную инфраструктуру для повышения безопасности передвижения на велосипеде. Пол Стили Уайт, исполнительный директор Transportation Alternatives, сообщества в поддержку велодвижения, рассказывает, что его организация также работает с Департаментом транспорта Нью-Йорка для создания более безопасных перекрёстков. 78-летний Майкл Шэкман сбитый 24 августа стал уже шестнадцатым велосипедистом, который погиб в Нью-Йорке в этом году. «Такие трагедии, как правило, происходят на городской периферии, где нет велоинфраструктуры, а трафик более напряжённый и быстрый», — считает Уайт.

Некоторые люди никогда не выедут на дорогу, пока не будут созданы полностью отделённые от машин велодорожки, как это сделано в Нидерландах. За более чем 20 лет поездок на велосипеде по городу меня дважды сшиб автомобиль и один раз другой велосипедист. По счастливой случайности мне удалось избежать серьёзных травм. Но самое яркое описание этих столкновений — ничто по сравнению с целым комплексом рисков, которым я подвержен вообще: заболевания сердца, рак, инсульт и тенденция к набору веса. Всё это несёт много большие риски по отношению к продолжительности моей жизни, чем относительно небольшой риск быть сбитым насмерть.

Перемещение на любом виде транспорта подразумевает определённый риск. Однажды меня снёс ребенок, перебегающий дорогу. Я разбил машину моего отца во время первой учебной поездки. Я оказывался запертым в поезде метро во время пожара. Перемещение на велосипеде представляет собой, с учётом текущих не вполне оптимальных условий, хороший баланс между рисками и преимуществами. А вместе с созданием инфраструктуры, защищающей велосипедистов, преимущества передвижения на велосипеде становятся ещё более очевидными.

Грязный воздух

Федерика Кокко, журналист FT в области статистики

Во время недавней поездки по Лондону в районе Саусвак Бридж я удивилась, увидев велосипедиста, который был похож на героя постапокалиптического фильма «Бешеный Макс». Чуть позже я поняла, что велосипедист надел стилизованную маску для защиты от выхлопов.

Кто может винить его в желании чувствовать себя защищённым? Загрязнение воздуха Лондона, в котором существенную роль играют автомобили, особенно с дизельными двигателями, становится причиной 9500 преждевременных смертей каждый год (по данным исследования Королевского колледжа Лондона). В силу своего непосредственного нахождения рядом с источниками выхлопов, машинами, велосипедисты могут быть подвержены большим концентрациям угарного газа, диоксида азота и озона, чем пешеходы. Но дело не только в этом. Ввиду повышенной физической активности велосипедисты, в отличие от пешеходов, чаще и глубже дышат, что приводит к вдыханию большего числа взвесей.


Исследователи Лондонской школы медицины изучили этот аспект в 2011 году. Результаты их исследования говорят о том, что велосипедисты вдыхают в 2 раза больше чёрных углеродных частиц, чем пешеход, прошедший то же расстояние. Единственный способ уменьшить этот эффект — избегать мест скопления транспорта, выбирая альтернативные маршруты везде, где это возможно.

Вдыхание выхлопных газов грузовика в пробке крайне неприятное занятие для велосипедиста, но всё не так печально, если посмотреть на проблему в перспективе. Недавнее исследование Кембриджского университета доказало, что в 99% городов польза для здоровья во время поездок на велосипеде, как и прогулок пешком, перевешивает риски для здоровья, связанные с необходимостью дышать загрязнённым воздухом.

После изучения различных уровней загрязнения в тысячах городов по всему миру, попадающих в мониторинг Всемирной организации здравоохранения, исследователи вычислили длительность времени, после которой поездка на велосипеде либо прогулка пешком перестают приносить пользу: переломный момент, когда вред от вдыхания загрязнённого воздуха начинает перевешивать положительный эффект от физической активности.


На сайте Financial Times можно составить такой график для любого города мира, для этого достаточно указать данные о содержании в воздухе вредных примесей (Можно взять из рейтинга ВОЗ. К сожалению, из городов России в нём указана только Москва).
В Москве ситуация не так плоха: чтобы вред от поездок начал превышать пользу, нужно проводить более 6 часов в день на велосипеде. UPD: На этом сайте можно смотреть актуальную информацию загрязнённости воздуха. Исходя из неё, ситуация ещё лучше.

«Даже в Дели — городе с самым грязным воздухом в мире, где уровень загрязнения в 10 раз выше, чем в Лондоне — жители могут проводить 5 часов в неделю на велосипеде до того, как риски ухудшения здоровья перевесят приносимую ему пользу», — объясняет доктор Марко Тайнио, который руководил исследованием. — «По Лондону вы можете ездить часами напролёт каждый день. Самый неудачный город в исследовании — Забол, в Иране — но большое количество взвесей здесь вызвано песчаными бурями, а не выхлопами».

Вышесказанное не означает, что загрязнённый воздух безопасен, безусловно, многое предстоит сделать, чтобы решить проблему коренным образом. Для людей, с астмой, болезнями сердца, или заболеваниями дыхательной системы, это серьёзный вопрос, требующий отдельного обсуждения. Велосипедисты могут вооружиться респираторными масками типа «Бешеный Макс», выбирать более спокойные маршруты и помнить о всех преимуществах поездок на велосипеде.

Польза для здоровья

Джон Бёрн-Мёрдок, журналист FT в области визуализации данных

Для велосипедистов риск получения серьёзной травмы в результате аварии выше по сравнению с автомобилистами и пешеходами. Означает ли это, что стоит вообще избегать поездок на велосипеде? Широкая доказательная база отвечает на этот вопрос отрицательно. Опасности, с которыми вы сталкиваетесь, нивелируются множеством преимуществ, которые связаны с активным передвижением, что для многих людей приводит к увеличению продолжительности жизни.

Я езжу на работу и в дождь, и в снег, и в град. Безусловно, решение использовать велосипед как транспорт — индивидуальное решение каждого. Какие аргументы в пользу велосипеда? Как говорится в одном афоризме, лучший режим диеты или физических упражнений не самый экстремальный, а тот, который тебе по силам. Существует немного столь же замечательных, простых способов гармонично вписать физическую активность в повседневный круг ваших обязанностей.

Поездки на работу на велосипеде — это не только практично, есть свидетельство того, что для некоторых они просто необходимы. Специалисты государственных органов здравоохранения рекомендуют около получаса умеренной физической активности на воздухе ежедневно для поддержания общего уровня здоровья, но многочисленные исследования показали, что даже эти полчаса не всегда спасают от набора лишнего веса.

Не принимая во внимание индивидуальные особенности состояния здоровья конкретного человека, выполнение более 2,5 рекомендованных часов физических упражнений на воздухе в течение недели, как было доказано, позволяет снизить риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Для многих людей более получаса физических упражнений в день означает, что просто не останется времени на отдых. Следовательно, дополнительная физическая активность должна каким-то образом вписываться в рабочий день.

По сравнению с другими формами физической активности, поездки на велосипеде имеют два существенных преимущества. Во-первых, удобство, а именно — скорость. Если принять 30 минут как лимит времени, который человек готов тратить, чтобы добраться до работы или с работы своим ходом, то в современном городе найдется мало счастливчиков, живущих в радиусе такой тридцатиминутной прогулки от рабочего места.

Максимальное расстояние, которое человек готов пройти пешком, составляет 2,3 километра, в то время как на велосипеде эта цифра возрастает до 10 километров, после преодоления такого расстояния не вспотеете, не потребуется облачаться в специальный обтягивающий костюм или принимать душ и менять одежду в офисе.

Умеренная пробежка до работы может быть интенсивнее умеренной поездки на велосипеде — человек весом 70 кг за девятиминутную пробежку (10,7 километров в час) сжигает 400 калорий в пересчете на час, велосипедист — 300 на скорости 19,2 километров в час. При этом ударная сила от соприкосновения стоп с тротуаром может иметь негативные последствия для ваших коленей, чего не произойдёт от более плавного поступательного движения при вращении педалей.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект