Let’s bike it!

Транспортный реслинг на улицах Мехико

С 2012 года у Мехико есть «супергерой», защищающий пешеходов: Пеатонито, или Человек-Пешеход.

Герои
517

На пересечении проспекта Хуарез и Оси Централь расположен один из самых загруженных пешеходных переходов в Мехико. Каждый час им пользуются более девяти тысяч человек. Светофор переключается на красный, водитель серого «Пежо» останавливается на «зебре», там, где проходит поток людей. Его машина — стальное препятствие для тех, кто пытается пройти к Дворцу изящных искусств. Человек в маске, одетый в чёрное, прорывается через людской поток, направляясь прямо к «Пежо». Его чёрно-белый плащ, напоминающий зебру, развевается. Он подходит к машине и «отталкивает» её, чтобы освободить проход.

«Моё имя — Пеатонито, — говорит он, представляясь. — Я борюсь за права пешеходов». Водитель улыбается и охотно сдаёт назад, в конечном итоге пара обменивается рукопожатием. Пешеходный переход снова работает, как положено, а Пеатонито возвращается на тротуар, где будет ждать, пока не понадобится снова. Светофор переключается на зелёный.

Спустя четыре года после первого появления на улицах с правилами дорожного движения в руках и белой краской, чтобы рисовать пешеходные переходы там, где их нет, Пеатонито вместе с другими транспортными активистами может гордиться целым рядом побед. Вместе они борются за более безопасный, более эффективный для людей способ передвигаться по столице Мексики, в которой более 5,5 миллионов автомобилей, — пешком.

Победы существенные. В августе прошлого года правительство Мехико представило новый свод правил дорожного движения, в котором разрешённая максимальная скорость автомобилей на большинстве дорог (кроме скоростных магистралей), снизилась с 70 км/ч до 50 км/ч. Понижение разрешённой скорости — это не просто прихоть активистов; опасность дорог можно измерить. В Мехико 52 из 1000 ДТП имеют летальный исход, этот показатель выше, чем в среднем по стране.


Пеатонито на дежурстве в Зокало. Фото: Sean Smith/The Guardian

Другая битва, которая велась и была выиграна — это внедрение Vision Zero, государственной политики, направленной на сведение к нулю ДТП со смертельным исходом. Активисты по всему миру в течение многих лет поддерживают идею повсеместного введения Vision Zero. Цель активистов — гарантия приоритетности человеческой жизни, общая ответственность тех, кто использует дороги и тех, кто их проектирует, дорожная безопасность и механизмы для изменения дорожной ситуации.

Нидерланды, Швеция и Великобритания стали первыми, кто принял Vision Zero (первые две страны — более 20 лет назад). Потом были города США, такие как Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско и др. В Мексике инициатива была рассмотрена в Торреоне, промышленном городе в штате Коауила, и в Мехико.

В новых правилах дорожного движения Мехико пешеходы получили приоритет, сняв автомобили с главной повестки дня. Это во многом результат многих лет работы городских активистов, влияющих на городскую политику в отношении безопасности дорожного движения.

Опасности ходьбы пешком

Но почему Мехико нужен такой супергерой, как Пеатонито? И почему первая в стране группа защитников прав пешеходов возникла в столице? Если учесть, что Мехико соединяет в себе наибольшую концентрацию машин, не соответствующую требованиям дорожную инфраструктуру и полное отсутствие культуры безопасного поведения на дороге, то совершенно не удивительно, что на его улицах случается больше смертей, чем на любых других в Мексике.

По данным Национального совета по предотвращению ДТП, в 2013 году в Мехико погиб 491 пешеход. Это 6% от всех смертей пешеходов в ДТП по стране. Напротив, если посмотреть на количество ДТП с летальным исходом среди автомобилистов и их пассажиров, эта цифра будет меньше вдвое. Только 265 из убитых в ДТП в 2013 году были в этот момент в автомобиле или за рулём. Быть пешеходом в четвёртом по населённости городе мира — значит каждый день рисковать жизнью.

Несмотря на то, что в Мехико только три из десяти поездок совершаются на машине, правительство десятилетиями одобряло инвестиции в проекты, направленные на автомобилизацию. Прогулка по городу может быть интересна искателям приключений, но Мехико полон людей, которые передвигаются на своих двоих: следя за машинами, бегая за автобусами, которые не останавливаются там, где должны, рискуя своими жизнями на велосипедах городского велопроката. Забота об этих людях — задача дорожной полиции, но она немногое может сделать в городе лихорадочных водителей, которые сделают что угодно, чтобы успеть вовремя в пункт назначения.


Если убедить жителей Мехико меньше использовать автомобили, это не только будет способствовать сокращению ДТП, но сделает удобнее перемещение по городу. Фото: Omar Torres/AFP/Getty Images

Общественный транспорт, состоящий из полуразвалившихся автобусов с беспечными водителями, по направлению в центр переполнен пассажирами из пригорода. Система метро не обслуживалась соответствующе уже много лет и также несёт опасность своим пассажирам каждое утро. Мехико не предоставляет перехватывающих парковок как другие города, — таких, которые позволяют жителям пригорода оставлять машину и пересаживаться на общественный транспорт.

Учитывая это, не удивительно, что люди решили использовать машины для передвижения по городу, несмотря на то, что дорога может занять до 2-3 часов.

С поддержкой других городских активистов, Пеатонито пытается положить конец этим проблемам и сделать город более цивилизованным и пригодным для жизни.

Герой без маски

Человек под маской Пеатонито — Хорхе Каньес, 30-летний политолог, который работает в лаборатории городских технологий на городское правительство. Дважды в неделю он переодевается в супергероя и выходит на улицы, чтобы выявлять дорожные правонарушения, серьёзные и не очень.

«В Мехико просто движение от точки А в точку Б — это самая опасная и неэффективная вещь, которую можно себе представить» — говорит Пеатонито в баре, расположенном в районе Колония Рома, одном из самых дружелюбных к пешеходам, и где велосипедисты и автомобилисты относительно безопасно уживаются вместе. Он вспоминает, как стал активистом, когда должен был выносить ежедневную пытку автобусом от дома до университета.

«Будучи студентом, я сказал себе, что не успокоюсь, пока не пойму, почему общественный транспорт от моего дома до университета так плох и не найду решение». Так, 10 лет назад, Каньес начал заниматься исследованием работы общественного транспорта в Мехико. Но он не знал, что был не одинок.


Появление MetroBus в 2010 году стало поворотным моментом для формирования повестки дня в отношении общественного транспорта. Фото: Bloomberg/Getty Images

В 2010 году с появлением MetroBus, первой линии системы скоростных автобусов Мехико, начала формироваться программа развития общественного транспорта. К этому моменту минуло уже 20 лет с тех пор, как сообщества городских велосипедистов начали обозначать важность развития города, адаптированного к различным видам транспорта.

Также в 2010 году начала набирать популярность первая группа активистов по защите прав пешеходов Walk, Build a City («Ходи пешком, формируй город»). 21 марта этого года участники группы нарисовали тротуар на шоссе, которое критиковалось за строительство без нормальных общественных обсуждений и которое повредило зелёные зоны. Казалось, никто не считал важным, что пешеходы должны иметь тротуар, несмотря на факт, что они были вынуждены пользоваться этой дорогой, чтобы сесть в автобус.

Правительство стёрло нарисованный тротуар быстрее, чем жители его нарисовали. «Мы сделаем лучше», — пообещали власти. И хотя это заняло некоторое время, в конечном итоге они действительно сделали здесь узкий тротуар для пешеходов. Это было первой из многих побед транспортных активистов.


Хорхе «Пеатонито» Каньес верит, что креативность — мощное оружие активистов. Фото: Sean Smith/The Guardian

Дорога может быть полем боя

«Луча Либре очень популярна в Мексике, — рассказывает Хорхе Каньес. — Однажды я повёл на неё своих друзей-иностранцев, и ко мне пришла идея создать Пеатонито, героя, который бы боролся за права пешеходов в Мехико. Если у нас был Супербаррио (другой мексиканский самопровозглашённый супергерой, который боролся за права низших городских классов в 1990-е), почему мы не можем представить улицу как бойцовский ринг?»

Пеатонито хорошо осведомлён, что супергероев не бывает. Год назад он сам попал в аварию: автомобиль протаранил его велосипед в районе Тепито, печально известном преступными группировками и чёрным рынком. К счастью, всё обошлось.

Несмотря на риски такой работы, Каньес считает её почётной и не планирует оставлять образ супергероя: «Я делаю это из любви к искусству, чтобы сделать что-то для города. Говоря о деньгах, образ Пеатонито принёс мне лишь несколько гонораров за выступления на мероприятиях и пару оплаченных поездок. Самое лучшее — это удовлетворение от возможности передать идею таким впечатляющим способом».

Несмотря на все достижения, праздновать победу Пеатонито и другие активисты не торопятся. Их следующая цель — добиться принятия бюджета для развития устойчивой мобильности.

«Мы победили в дискуссии. Мы победили в отношении закона, теперь нужно победить в отношении бюджета. Вот почему мы запустили кампанию “Борись за цивилизованный город”, вдохновлённую Луча Либре. Мы ездили на велосипедах в масках, требуя, чтобы были выделены средства на неавтотранспортные проекты».

В государственном бюджете на 2016 год всего 7% из 50 млрд песо (160 млрд рублей) транспортных расходов пойдут на проекты для пешеходов и велосипедистов. Работа активистов в ближайшее время, по их мнению, состоит в том, чтобы изменить это.

Небольшим стихом, Пеатонито резюмирует: «Más plata para el que anda a pata!» («Больше денег для тех, кто ходит пешком!»)

comments powered by HyperComments
Поддержать проект