05.09.2017
Открытое письмо Собянину
Вместе с другими столичными велоорганизациями и активистами подготовили открытое письмо Мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой вернуть городу возможность стать более комфортным, экологичным и здоровым.
В 2017 году развитие велосипедной сети, в том числе в рамках программы «Моя улица», ощутимо замедлилось, при этом запрос на новые объекты велотранспортной инфораструктуры с каждым годом растёт.

Сегодня развитие велотранспорта в Москве находится на начальной стадии. Общая протяжённость велодорожек составляет более 200 км, однако большая часть из них располагается в парках и не составляет единую сеть — горожане не имеют возможности построить свой маршрут по безопасным велодорожкам и велополосам.

В 2015 году в центре города стала формироваться велосипедная сеть, пригодная для использования в транспортных целях. К сожалению, дальнейшего развития она не получила, хотя велоинфраструктура заложена в проекты реконструкции улиц 2016 года в рамках программы «Моя улица». Ввод велоинфраструктуры единовременно с завершением работ по общему благоустройству будет способствовать максимальному росту спроса на поездки на велосипеде, так как это расширит сеть веломаршрутов и позволит использовать существующие велополосы и велодорожки более эффективно. Отсутствие сети связанных велодорожек/велополос ведёт к тому, что созданные велополосы, начинающиеся «нигде» и заканчивающиеся «нигде», не позволяют выстроить безопасный маршрут и в итоге не используются.

Социологические опросы населения (в том числе опросы, проведённые Правительством Москвы) показывают, что москвичи положительно относятся к велосипедизации. Многие готовы использовать велосипед для транспортных поездок, но при наличии удобной и безопасной велоинфраструктуры. Интерес москвичей к велосипеду подтверждает и рост популярности городского проката «Велобайк» — в 2016 году число поездок на нём выросло в два раза и превысило 1,6 млн, а в 2017 на начало сентября число поездок уже превысило 1,9 млн.

Десятки городов по всему миру развивают велотранспорт, включая схожие по климатическим условиям города: Монреаль, Лондон, Осло, Хельсинки, Копенгаген и другие. Велосипед является альтернативой автомобилю в городе для поездок до 10 км при относительно небольших вложениях и без вреда для экологии и транспортной обстановки города. Проведённые исследования показывают, что строительство велоинфраструктуры повышает безопасность велосипедистов и других участников движения, способствует оздоровлению населения и снижению государственных расходов на здравоохранение, уменьшает пробки и способствует развитию малого и среднего бизнеса.

В Москве, занимающей пятое место в мире по пробкам, развитие велоинфраструктуры внесёт значительный вклад в решение транспортной проблемы. При необходимости мы готовы организовать опросы мнения горожан и собрать сотни тысяч подписей в поддержку.

Уважаемый Сергей Семёнович, от лица московских велоорганизаций и инициативных граждан просим Вас реализовать предложенные нами меры для обеспечения развития велосипедного пространства г. Москвы и увеличения числа жителей, каждый день использующих велосипед для перемещений по городу.
Перечень предложений по продолжению развития велосипедного пространства в Москве
1. Программа «Моя улица»
Нанести велосипедные полосы и разместить велосветофоры весной 2018 года на улицах, на которых при выполнении работ по программе «Моя улица» предусмотрено место под размещение велоинфраструктуры. Поручить Комплексу городского хозяйства города Москвы и Департаменту капитального ремонта выполнить работы по следующим адресам:

  • Улица Малая Дмитровка
  • 1-я и 2-я Брестские улицы
  • 3-я и 4-я Тверские-Ямские улицы
  • Улица Александра Невского
  • Газетный переулок
  • Улица Петровка
  • Улица Каретный Ряд
  • Площадь Тверская застава
  • Улица Пречистенка
  • Улица Волхонка
  • Саввинская набережная
  • Ростовская набережная
  • Смоленская набережная
  • Краснопресненская набережная
  • Китайгородский проезд
  • Лубянский проезд
  • Старая площадь
  • Москворецкая улица
  • Большой Москворецкий мост
  • Улица Солянка
  • Улица Верхняя Радищевская
  • Улица Нижняя Радищевская
  • Николоямская улица
2. Спальные и новые районы Москвы
Запланировать обустройство станций городского велопроката, велополос и обособленных велодорожек в спальных районах, а также в обязательном порядке включать строительство велодорожек в проекты новых улиц и дорог, в т. ч. в ТиНАО; Поручить выполнить работы Департаменту капитального ремонта, Префектурам округов в соответствии с целевой схемой развития велоинфраструктуры до 2020 года, опубликованной Департаментом транспорта г. Москвы. В 2018 году разместить велодорожки и станции велопроката вблизи станций МЦК на следующих улицах:

  • 4-й Загородный проезд
  • Б. Черемушкинская
  • Шверника
  • Новочеремушкинская
  • Винокурова
  • Проспект Маршала Жукова
  • Проспект Маршала Тухачевского
  • Демьяна Бедного
  • Маршала Бирюзова
  • Зорге
  • Куусинена
  • Песчаная площадь
  • Новопесчаная
  • Адмирала Макарова
  • Коптевская
  • 3-й Михалковский переулок
  • Проектируемый пр-д № 3136
  • 3-й Нижнелихоборский проезд
  • Ботаническая
  • Станционная
  • Локомотивный проезд
  • Сигнальный проезд
  • Березовая аллея
  • Сельскохозяйственная
  • Вильгельма Пика
  • проезд Серебрякова
  • Снежная
  • Амундсена
  • проезд Нансена
  • Олонецкая
  • Лазоревый проезд
3. Хранение велосипедов

Поручить Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта:

  • оборудовать 500−600 общественных мест открытыми парковками по всему городу, в том числе при благоустройстве по программе «Моя улица» (до 200 в ЦАО, остальные — пропорционально количеству поступивших запросов во всех остальных округах) у популярных точек притяжения в городе, у магазинов и кафе, в том числе реализовать более 100 заявок, направленных от велосипедных сообществ и инициативных жителей, депутатов и организаций;
  • оборудовать закрытые парковки для возможности хранения велосипедов при пересадках с велосипеда на общественный транспорт на всех станциях МЦК и как минимум у 10−15 станций метро с наибольшим потоком велосипедистов и пассажиропотоком (по 10−20 мест на станцию);
  • запланировать размещение закрытых парковок, велобоксов при реализации всех проектов по благоустройству в городе (по «Моей улице», строительству и благоустройству ТПУ и пр.)
4. Велосипедный мастер-план

Утвердить мастер-план развития велосети (на базе ранее разработанной стратегии развития велоинфраструктуры). Утвердить обязательный учёт схемы велотранспортной инфраструктуры при разработке всех градостроительных документов.

Поручить Комитету по архитектуре и градостроительству, НИиПИ Генплана:

  • в обязательном порядке учитывать схему развития городской велосети при развитии промышленных территорий, жилой застройке, программе Реновации, прочих городских программах и планировочных и градостроительных документах;
  • при всей новой застройке, в обязательном порядке, как на ТПУ, так и жилой и коммерческой застройке во дворах/подвалах/на автомобильных парковках предусматривать места для хранения велосипедов;
  • согласовывать проекты новых велодорожек с велосообществом и Департаментом транспорта на стадии проектирования.
    5. Повышение безопасности

    Размещать в городе не только велополосы, но и защищённые, обособленные велодорожки.

    Поручить Департаменту капитального ремонта:

    • разместить обособленные велодорожки на улицах: Китайгородский проезд (на улице большой поток автомобилей, здесь же будет проходить ключевой туристический маршрут к парку Зарядье) и Цветной бульвар (на улице чрезмерный спрос на парковочное пространство, необходимо исключить возможность парковки на велополосе);
    • внедрять защищённые велодорожки по возможности на всех улицах, где запланирована велоинфраструктура.
        6. Велопереезды
        Обустроить наземные велопереезды, объединённые с регулируемыми пешеходными переходами, рядом с существующими внеуличными переходами через улицы. Для создания безбарьерной среды по наиболее востребованным маршрутам оборудовать наземные пересечения улиц в центре города, включая Садовое кольцо, и на остальной территории города, за исключением автомагистралей и вылетных магистралей города.

        Поручить работы Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта.
        7. Парковая велоинфраструктура

        Размещать в парках велодорожки, а также площадки и сооружения для занятий всех категорий граждан разными дисциплинами велосипедоного спорта.

        Поручить Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, Департаменту культуры, Префектурам округов:

        • согласовывать проекты новых велодорожек в парках с велосообществом и Департаментом транспорта на стадии проектирования;
        • организовать совместную работу на семинарах по планированию новых городских веломаршрутов на границах парковых территорий и улично-дорожной сети;
        • обустроить специальные площадки для занятий велотриалом.
        8. Городские велосипедные маршруты

        Поручить Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта:

        • реализовать концепцию развития городских маршрутов «Зелёное кольцо», разработанную Департаментом транспорта совместно с велосообществами г. Москвы;
        • внедрить полноценную связную велосеть в одном из районов или округов в качестве пилотного проекта (Юго-Западный округ, Марьино, Щукино и пр.);
        • огранизовать дальнейшее развитие и продвижение веломаршрутов радиального направления, связывающих центр и периферию, к примеру, маршрут ул. Неглинная — Цветной бульвар — ВДНХ — Яуза — Мытищи;
        • разработать, опубликовать и регулярно обновлять карту городских веломаршрутов на портале transport.mos.ru;
        • установить навигационные указатели для велосипедистов на популярных городских маршрутах, добавить веломаршруты в системы городской навигации.
        9. Веломероприятия
        Развивать городские массовые мероприятия для велосипедистов.

        Поручить Департаменту транспорта Москвы поощрять и согласовывать максимальное количество разнообразных велосипедных мероприятий, проведение акций, коллективных заездов районного, окружного и городского масштабов.
        10. Велоинфраструктура зимой
        Провести пилотный сезон в 2017−18 гг. по приоритетной или одновременной с автомобильными дорогами уборке и очистке от снега велополос на Бульварном кольце в зимнее время;

        Продлить сезон городского велопроката с марта по декабрь.

        Выполнение работ поручить Комплексу городского хозяйства и Департаменту транспорта.
        11. Повышение культуры дорожного движения

        Поручить Департаменту образования Москвы совместно с Департаментом транспорта Москвы, ГИБДД и общественными организациями:

        • разработать программу обучения детей разных возрастов безопасному поведению на дорогах, в том числе на велосипеде;
        • запустить массовое внедрение программы в виде дополнительных школьных уроков;
        • запустить проведение публичной коммуникационной кампании по вопросам безопасности на дорогах;
        • предусмотреть, при необходимости, оборудование учебных заведений специальными площадками для практических уроков по безопасности движения.
        Подписали
        Проект по развитию велокультуры Let’s bike it!, «Велосипедизация Москвы», «Веломосква», Яуза клуб, велоклуб «32 спицы», велоклуб N.B.R., ВеломаршрутыМСК, велоклуб «Титан», велоклуб ЗАО.

        Бумажная версия письма передана в приёмную Сергея Собянина. Чтобы письмо не попало в «долгий ящик», расскажите о нём в своих социальных сетях и блогах.
        Больше материалов о велосипедизации Москвы