10.07.2010
Двухколёсные санкции
Газета «Известия» оказалась первым крупным российским СМИ, рассказавшим о нашем проекте на страницах своего пятничного приложения «Неделя».
В столице стартовал проект Let's bike it!
На работу или учебу на велосипеде? Отличная идея, мэр Юрий Лужков каждую весну рекомендует горожанам менять четыре колеса на два. Но велодорожек (кроме как в парках) и велостоянок как не было, так и нет. Приходится велоэнтузиастам подгонять чиновников. В столице стартовал проект «Let's bike it!», который обещает бороться за комфортные условия для велосипедистов в нашей стране. С автором идеи — аспирантом Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Владимиром Кумовым — встретилась корреспондент «Недели» Полина Потапова.

О СТАРТЕ ПРОЕКТА: Идея проекта «Let's bike it!» родилась, когда я был в Аргентине. Три месяца учился в Буэнос-Айресе. Там за два года весь центр города обустроили велодорожками по программе развития велодвижения. Я задумался: если там это смогли сделать с учетом затянувшегося финансового кризиса, то чем Москва хуже? Когда вернулся в Россию, начал продумывать детали, обсуждать с друзьями в блоге. Предложил проект Экологическому содружеству молодежи, и мы взялись его делать вместе. Финансово нас поддержал ректор МФЮА, дал необходимый минимум для старта проекта. Сейчас костяк нашей команды — 9 человек. Плюс еще несколько десятков регулярно идеи предлагают. Все — студенты и выпускники столичных вузов: МФЮА, МУМа, ГУ-ВШЭ, МГУ, МИЭТа и других. На это лето у нас много планов. Например, велопробег, который стартует в Санкт-Петербурге 16 июля и завершится в Лиссабоне. Он поможет нам собрать информацию о велодвижении в странах Европы и привлечь внимание к возможностям велотранспорта. А в России планируются всевозможные акции и флешмобы. Осенью ждите лекций специалистов в области градостроительства, имеющих опыт создания велосипедной инфраструктуры во многих городах мира. Это поможет разрушить стереотипы и подготовить людей. В общем, проект явно не на один год. Я считаю, что сначала нужно оборудовать велостоянки, рассказать и показать москвичам опыт других стран (поменять скептическое отношение к велосипеду), а уж потом — массово обустраивать велодорожки.

О ПРОБЛЕМАХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ: Отсутствие велодорожек вынуждает порой ехать по проезжей части, а это не всегда приятно — загазованность, пролетающие мимо автомобили, переезд крупных транспортных развязок или путей. Попробуйте, к примеру, перебраться на велосипеде через МКАД… Во всем мире есть подземные проезды под подобными дорогами: не с лестницами, а с плавными спусками. Кстати, далеко не все переходы в центре оборудованы специальными спусками — приходится велики на руках таскать. А еще запрещено перевозить их в метро, что очень усложняет жизнь. В других странах есть даже специальные вагоны для велосипедистов… Бордюры в Москве и Питере убрали, но не везде — приходится прыгать на них. Вот поэтому некоторые считают, что езда на велосипеде в Москве — это для безумцев.

О ВЫБОРЕ И ЦЕНАХ: Велосипеды в Москве продаются разные, но выбор не такой большой, как в других странах. Нормальный городской велосипед можно купить тысяч за 5—10. Это вполне приемлемо, я считаю. Есть, конечно, варианты и за 100 тысяч, но это уже на любителя. Моды на велосипеды особой нет, каждый подбирает под свой стиль, а некоторые даже сами собирают. Есть совершенно удивительные варианты. Велосипед ведь как одежда — позволяет подчеркнуть свою индивидуальность. В Москве пока больше обычных горных велосипедов — их и в продаже больше, но появляются уже и красивые городские.

ОБ ОБЕЩАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ: В Москве еще пару лет назад обещали поставить велостоянки в центре города — но до сих пор их нет. Правда, появляются велодорожки в парках, но они там и не особо нужны, если говорить о развитии городского велодвижения. Нужно развивать инфраструктуру во всем городе, чтобы было легче доехать на работу или учебу на велосипеде, чем в метро или по пробкам на автомобиле. Мы этот вопрос сейчас тоже прорабатываем. Начали с вузов — предлагаем установить велостоянки для студентов. Например, в МИЭТе и МГТУ им. Баумана велопарковки уже есть, и студенты приезжают каждый день на велосипеде на учебу. В МФЮА, МУГУ, МАСИ было принято решение об их установке — велопарковки там появятся до конца июля. Другие вузы тоже, думаю, подключатся. Это же несложно сделать. К тому же нас поддержал Всероссийский студенческий совет. А чиновникам, мне кажется, нужно показать, как много людей выбирают велосипед, тогда процесс пойдет. Дмитрий Медведев в Копенгагене сказал, что хотел бы видеть больше велосипедистов на улицах, в том числе чиновников. Осталось только подать пример.

О СТЕРЕОТИПАХ: Есть мнение, что велосипедом можно пользоваться только летом. Я раньше тоже так думал. Но потом увидел в финском городе Рованиеми на полярном круге людей на велосипедах. На улице было -27 по Цельсию! Или взять Копенгаген с Амстердамом: около 40% уличного трафика — велосипеды. И летом, и зимой, и в дождь, и в солнце. Еще один стереотип: велосипед — это спорт. Мало кто знает, что можно выглядеть элегантно на велосипеде. Девушки в красивых платьях, мужчины в деловых костюмах — типичная картина для многих велогородов. Прицепы-кабинки для детей очень популярны во многих странах. То есть велосипед — это еще и семейный транспорт. А как вам картина перед Рождеством: жители везут елки на своих велосипедах? Можно привести еще множество примеров.

О ЕВРОПЕЙСКОМ ОПЫТЕ: В голландском Гронингене около 57% транспортных нужд жителей выполняют велосипеды — невероятное зрелище! Нидерланды вообще в этом плане очень продвинутая страна. Там велодорожки сделаны не только в городах, но и между ними. Велосипед в этой небольшой стране — такая же часть культуры, как, например, ветряные мельницы. В Париже можно взять велосипед напрокат за 1 евро в сутки, а в Барселоне — 32 евро за пользование системой общественных велосипедов в год! Вот такое в Москве сделать хорошо было бы. Захотел доехать от метро «Авиамоторная» до «Академической», подошел к специальной велопарковке, взял велосипед, потом на такую же велопарковку на месте назначения поставил и пошел по своим делам. Нужно куда-то еще проехать — снова на велосипед. Очень удобная система. Я недавно в Питере был, взял велосипед на трое суток, заплатил 1600 руб. Это больше, чем в Барселоне жители за год платят.

О ПРОГНОЗАХ: В Копенгагене, который активно развивает велодвижение, есть цель — свести количество автомобилей в городе к 5% от транспортных нужд жителей, чтобы остальное выполняли велосипеды и общественный транспорт. Москве, конечно, такое и не снилось. Мы, если нас поддержат, лишь лет через 10 приблизимся к их нынешним показателям. Хотя наш проект поддержал Йенс Ворнинг Сёренсен, генеральный консул Дании в Санкт-Петербурге, сказал, что может нас с нужными людьми познакомить во время велопробега Санкт-Петербург — Лиссабон, так что опыт можно будет перенимать быстрее.
Дима Билан
Певец
Я катаюсь на велосипеде только для собственного удовольствия. К сожалению, заменить им автомобиль не удается. Хотя я столько раз об этом мечтал, стоя в пробках. Конечно, в Москве нет условий для комфортной езды на велосипеде, но пробки в конце концов доведут москвичей, и они начнут пересаживаться на велики. Чего я всем желаю. Такая ежедневная зарядка сделает нас здоровее и стройнее. Да и для экологии польза. Но даже если велопрогулки люди будут совершать только в качестве фитнес-нагрузки, уже неплохо. Я люблю кататься по своему району. Жаль, с моим графиком удается это нерегулярно. Меня не тяготит внимание людей, но в этом плане велосипед — полезная вещь. Только тебя заметили, а ты уже уехал…
Власти обещают парковки

Еще в октябре прошлого года Василий Кичеджи, глава департамента транспорта и связи города Москвы, пообещал горожанам поставить парковки для велосипедистов возле станций метро летом 2010 года. Но пока что их нет.
— То, что парковки появятся, — точно, — сообщили «Неделе» в пресс-службе департамента. — Решаются организационные моменты. Работы по установке начнутся во второй половине 2010 года. Стоянки расположат на транспортных узлах и возле выходов из метро. Защита от угонов пока не предусмотрена. Владелец велосипеда сам должен будет позаботиться о его безопасности.

Вам может понравиться