Многие москвичи считают, что ездить на велосипеде по их городу — сумасшествие, и небезосновательно. На этой неделе температура поднялась выше 37˚С и дым от торфяных пожаров заволок весь город. Зимой на улицах холодно, дороги хорошие не везде. Круглый год московские улицы загрязнены, забиты пробками и водителями, которые при вождении руководствуются теорией Социального Дарвинизма.
Проще говоря, это настоящий ад для велосипедиста. Несмотря на это, небольшое, но растущее число молодых русских старается продвигать велосипед как очевидную альтернативу толканию в метро и просиживанию в многочасовых пробках.
Владимир Кумов — один из основателей движения Let’s bike it!, проектной группы, которая планирует серию флэшмобов и акций для продвижения велотранспорта, а также семинары и лекции с участием ведущих специалистов по городскому планированию. И хотя в Москве, может быть, ещё очень далеко до хорошей системы велодорожек, цель проекта — заинтересовать государство в финансировании развития велодвижения.
— Я учился в Буэнос-Айресе три месяца и был поражён, как быстро они изменили город и сделали его удобным для велосипедистов, — говорит Кумов. — Не вижу причины, почему бы мы не смогли сделать то же самое в России.
Но он, однако, признает, что задача сложная. В настоящий момент даже ярые фанаты велосипедов с трудом передвигаются по Москве на двух колёсах.
— Я везде езжу на велосипеде в Лондоне, но Москва — это унижение для велосипедиста, — говорит Томас Маршал, британский инвестиционный банкир, который жил в столице России последние два года и нередко принимает участие в велогонках по всему миру. — Ездить на работу на велосипеде невозможно, нужно не очень-то любить жизнь, чтобы пытаться. Я однажды взял свой велосипед в метро, чтобы поехать за город, но только я подошёл к турникету, как меня оглушили свистки и в буквальном смысле атаковали бабушки, которые охраняют станцию.
Активисты движения Let’s bike it! убеждают государство помочь сделать жизнь велосипедистов лучше. Одна из задач, которую они перед собой поставили, — убедить руководство метрополитена разрешить велосипеды в подземке. Следующий шаг — установка парковок возле станций метро и учебных заведений. «Администрация одного из районов города уже согласилась нас поддержать и включить в целевую программу на следующий год» — рассказывает Кумов.
Что касается капризного климата в России, Кумов утверждает, что это не большая проблема:
— Конечно зимой ездить на велосипеде сложнее, но в Копенгагене люди катаются круглый год, и я был в Рованиеми, в северной Финляндии, зимой. Там было -27˚ — и всё равно много людей на великах.
Шон Волкер, специальный корреспондент Монокля в Москве
4 августа, 2010