Let’s bike it!

Как организовать велопутешествие. Часть 2

Сколько нужно времени? Какую дорогу выбрать? Где жить? Эти и многие другие вопросы вполне резонно волнуют тех, кто в первый раз планирует путешествие на велосипеде. О них здесь и пойдёт речь.

Практика
  • Автор: Владимир Кумов

Часть 1.

Подготовка. Проработка маршрута

Изначально мы планировали проехать из России в Португалию за 3 месяца. Но из-за проблем с документами, время сократилось до 2 месяцев. Если вы планируете проехать по нашему маршруту, то лучше планируйте 3 месяца. Будет проще и больше времени на отдых, осмотр достопримечательностей и написание отчётов.

В Европе в день вполне реально проезжать от 80 до 140 км. При этом ещё останется время посмотреть достопримечательности. На тандемах люди ездят и по 200 км в день. (Но сто раз подумайте, прежде чем ехать на тандеме: в случае ссоры вы не сможете разъехаться даже на 10 метров). В Голландии, кстати, можно ехать и больше километров в день, так как она плоская, но расстояние между городами там очень маленькое, поэтому быстро проехать эту страну у вас точно не получится. Она очень и очень красивая!

Подготовка. Снова про велосипед,
или Дорого – не значит круто

Иногда слышу мнение, что велосипед обязательно должен быть супер-крутым (читай: дорогим), чтобы на нём можно было отправиться в путешествие. Это не правда. Велосипед должен быть достаточно простым, чтобы его можно было быстро починить в случае поломки. ОК, если вы собрались в Европу – там починить можно почти всё что угодно, но если путешествие планируется в Азию или Латинскую Америку или… стоит учесть, что деталей для вашего велосипеда может просто не оказаться в продаже! Кстати, я проехал половину Португалии на сломанном колесе только из-за того, что в магазинах не оказалось подходящего 28 размера. И это Европа!

Подготовка. Время, деньги, визы.

Вопрос поиска времени на путешествие все решают как могут. Отпуск, командировка, увольнение… )) Было бы желание, как говорится.

Бюджет велопутешествия полностью зависит от ваших желаний и целей. Если вы хотите просто покататься, никуда не торопясь, отдохнуть, то можно взять с собой палатку и всё необходимое для самостоятельного приготовления пищи. Бюджет в этом случае получится сравнительно небольшой. К тому же, у вас будет больше времени на поиск так называемых «вписок» (речь пойдёт чуть ниже), то есть вам совсем не придётся останавливаться в отелях.

Если же поездка дополняется необходимостью обрабатывать фотографии, писать тексты и так далее, а ещё, если есть сжатые сроки, то бюджет, скорее всего, окажется больше. Мы зачастую просто не успевали находить «вписку» заранее, приходилось останавливаться в отелях. Ну, и времени на приготовление пищи тоже не было.

Если ваше велопутешествие имеет какую-то благую цель, то можете попробовать найти спонсора. Наше путешествие поддержал ректор Московской финансово-юридической академии, в которой я учусь в аспирантуре. Он даже собирался преодолеть часть пути вместе с нами, но ограничился покупкой велосипедов для студентов Академии. Финансовую поддержку нам также оказали друзья и даже незнакомые люди, которым понравился наш проект.

Вопрос визы, вероятно, один из самых сложных. Но дать универсальный ответ на него невозможно. Слишком много частных ситуаций. Не стоит забывать про достаточно большое количество интересных безвизовых для россиян стран. Если же хотите поехать в Европу – придётся подумать, как объяснить в посольстве цель поездки.

Подготовка. Идея

В путешествие можно отправиться просто так. Путешествие – это в любом случае интересно. Но если приправить дорогу какой-то глобальной задачей, то может получиться нечто более значимое и полезное. Одна из самых популярных задач, которые ставят перед собой велопутешественники – сбор денег для детского дома / борьбы со СПИДом / помощи больным / и так далее… По дороге мы встретили довольно много таких путешественников. Ещё двое из Лиссабона в следующем году поедут с той же целью из Москвы в Португалию. Мы, как вы знаете, отправились в Европу собирать информацию о велодвижении, чтобы научиться на чужих ошибках и привезти в Россию лучшие идеи.

Путешествие. Жильё

Когда речь заходит о длительных путешествиях, многие сразу представляют себе огромные гостиничные счета. Но в наше время можно обойтись и без них. Вот вам первая ссылка – www.couchsurfing.org. Мировое сообщество путешественников, которые делятся своим жильём с другими путешественниками. То есть, получается, что у вас в каждом городе мира есть друзья, у которых, как минимум, коврик на полу или, как максимум, отельный этаж в огромном доме уже ждут вас. Но фишка даже не в бесплатном жилье, а в гораздо более интересном и увлекательном путешествии! Ведь каждый, у кого вы остановитесь, может рассказать вам тысячи интересных историй, о которых не написано ни в одном путеводителе. Сам я уже более 2 лет пользуюсь этой системой.

А вот вторая ссылка — www.warmshowers.org. Честно скажу, воспользоваться ей мы так и не успели, так как узнали слишком поздно, но посоветовали нам данный сайт другие велопутешественники. От первой ссылки он отличается только одним – система полностью рассчитана на путешествующих велосипедистов.

Это, если вы не хотите спать в палатке, едете не большой толпой и хотите узнать о мире больше, чем можно увидеть за пару дней в чужом городе. Но палатку, кемпинги, хостелы и отели тоже не стоит забывать. Даже в отелях можно останавливаться сравнительно недорого. А если повезёт, то даже замок XVI века откроет вам свои ворота.

Путешествие. Транспорт

Да, вы едете на велосипеде, но могут случиться ситуации, когда захочется воспользоваться другим транспортом. Мы, например, пару раз спасались от ливней поездом. А ещё ехали на автобусе и такси, когда остались без запасных камер.

Правила провоза велосипедов в каждой стране (а иногда и в разных районах одной страны) могут сильно отличаться. Где-то, как в Дании и Голландии, велосипед можно взять с собой почти в любой поезд. Где-то же, как во Франции, например, с этим могут быть проблемы. Лучше заранее уточнять все нюансы на сайте или по телефону. Или можно узнавать на месте. На всякий случай приобретите специальный велочехол. Он может пригодиться, например, если вы решите проехать на автобусе или взять велосипед с собой в самолёт.

Про самолёты история отдельная. Авиакомпании зачастую имеют разные правила провозки подобного багажа. Из Лиссабона в Москву мы возвращались компаний Vueling, и у них прямо на сайте можно было дополнить свой билет специальным велобилетом, заплатив за это по 45 евро за каждый отрезок пути. То есть, с учётом пересадки в Барселоне, по 90 евро за каждый велосипед. Так как сам билет стоил гораздо дешевле, чем во всех других авиакомпаниях, заплатить дополнительные 4 тысячи рублей было не жалко.

В самолёте велосипед провозится полностью разобранным. Это в ваших же интересах, так как при перевозке никто не будет стирать пылинки с вашего велика и, скорее всего, он хорошенько потрясётся.

Путешествие. Здоровье

Если сломается велосипед, его почти всегда можно починить. Если же сломаетесь вы, то путешествие может просто закончиться. Короче, о собственном здоровье имеет смысл позаботиться. Особое внимание стоит уделить коленям. Они, при неправильном подходе, оказываются самым слабым звеном. Чтобы ничего не случилось, рекомендуется колени свои не морозить, а перед тем как крутить педали – сделать небольшую разминку. Лишним это точно не будет.

Путешествие. Выделяйтесь!

Нас многие спрашивали, зачем нам флажки? зачем Вольвик (так зовут медведя) сидит на руле? зачем футболки? Ответ очень простой. Пока вы ничем не выделяетесь – вы простой велосипедист, но стоит добавить какое-то отличие, деталь, привлекающую внимание, и вы получите много интересных сюрпризов.

Во-первых, русские будут на вас реагировать (не каждый ведь день встретишь в Париже велосипедистов из России). Иногда это ничего особенного не даёт, но бывают и приятные моменты. Например, в Гааге нас угощал пивом дядечка, мама которого была русской. Только потому, что увидел наши флажки.


Фото сделано фотографом местной газеты в маленьком французском городе.

Во-вторых, внимание местных жителей может подарить вам ценные советы, обед или даже ночлег. Например, на мишку часто реагировали дети и журналисты. Первые привлекали к нам внимание своих родителей, вторые – фотографировали Вольвика и наши велосипеды. В Лилле, куда мы приехали в разгар большого праздника, мы смогли найти ночлег только благодаря постоянному вниманию к нашим наклейкам на велосипедах, флажкам и мишке. Люди подходили, спрашивали, а когда выясняли, что мы остались без ночлега, так как все отели заняты, они приглашали нас к себе домой. За час прогулки по городу у нас было 3 предложения по размещению! ))

Футболки, наклейки на велосипедах – всё, что угодно. Главное – быть интересным!

И ещё. Про отношение

После первой части этого поста получил ряд комментариев такого плана:

1. «Они нам очень понравились внешне» — сразу видно, профессионалы =) Никогда не выбирайте велосипед на внешность!
2. Никогда не покупайте велосипед сразу перед серьезной поездкой — в половине случаев она превратится в пытку. Велик, как и машину, надо обкатать.
3. Свет от батареек ничем не плох, главное брать на диодах. Они держа пару недель на одних батарейках спокойно (если конечно только ночью не ездить).
4. Всегда имейте 2 фонаря — один на руле, один на голове, потому что рули и голова не всегда поворачиваются в одну сторону.
5. На руле необходимо иметь какой-нибудь туристический GPS-приемник типа Garmin E-trex или похожие — они не убиваемые.
6. Багажник надо брать хороший, с хорошей грузоподъемностью.
7. Под раму обязательно надо купить треугольную сумку — стоит она 300-400 рублей, но ей удобно пользоваться на ходу.

Отвечал так:
Одно дело ехать как профессионал, другое — кайфовать от нового и неизведанного. У нас получилось именно кайфовать хоть мы и купили велосипеды за две недели до поездки. Купить велосипед, который не нравится внешне — зачем? он должен быть любим и обожаем, тогда не будет ломаться. GPS я не люблю и об этом отдельно напишу в следующем сообщении. Треугольная сумка? тоже не совсем понятно. Я всё же привык проще относиться к вещам.

Мы с Питером вообще вместо GPS взяли с собой небольшие колонки, которые играли приятную бодрящую музыку. Мы даже карты с собой не брали никакие, если не считать карту Европы, где обозначены страны и самые крупные города )) Ориентировались по небольшим картам, найденным в дороге, а ещё по картам Google – забивали утром в ноутбуке маршрут, примерно запоминали дорогу и ехали. Да, иногда это приводило к непредвиденным последствиям. Да, мы иногда останавливались, чтобы спросить дорогу. Но разве не это называется приключением? путешествием?

Ехать, ориентируясь по указателям, советам местных жителей, солнцу, в конце концов, — это безумно интересно! Особенно, если вы сидите на своём велосипеде и ощущаете это невероятное чувство свободы.

* * *

Остались вопросы? :) Спрашивайте!

comments powered by HyperComments
Поддержать проект
MadBike
2010-12-21 11:52:24
С удовольствием послушал-прочитал второй раз про ваше путешествие))) Первый был на Кульфесте. Почерпнул, спасибо!
Ksu
2011-05-27 11:17:34
Привет! Очень интересует финансовый вопрос. Все-таки в сколько денег обошлось путешествие. Буду благодарна если ответите на почту. С ув.
Ольга
2011-02-27 22:01:04
Привет! Ребята - вы просто молодцы! Мы с любимым тоже в велопутешествие собираемся. Начинаем прокладывать маршрут, но возник вопрос с платными дорогами - проще оплатить пару евро или объехать? Вам такие попадались?
Владимир Кумов
2011-05-27 01:23:04
По платным дорогам вас никто не пустит, так как они обычно скоростные, а по ним ездить на велосипеде запрещено. Выбирайте самые маленькие дорожки! по ним гораздо приятнее ехать ;)
Ржавий Руль
2013-04-27 22:37:00
Спасибо мне очень понравился совет о наклейках и прочих деталях притягивающих внимание окружающих. Хотелось бы узнать а есть ли у вас ссылка на сайт иле группу в Украине наподобие вот этой www.warmshowers.org.