18.08.2011
Мечта встречается с реальностью
Александр Тугунов оценил новые велосипедные полосы.
Для начала даю ссылку на полный сет отснятых в процессе исследования фотографий, часть которых использована ниже. Также есть карта сети велодорожек и двадцатиминутное видео, на которых показаны все проблемные места.
Начнём нашу экскурсию от Главного здания МГУ. По обеим сторонам от входа в клубную часть располагаются вот такие велопарковки, чем-то похожие на автобусные остановки. На фото — та, что слева, если стоять лицом к ГЗ и спиной к памятнику Ломоносову.
Маршрут № 1. ГЗ — общежития МГУ на проспекте Вернадского (ДСВ)
Проехав вдоль химфака, сворачиваем налево (направо — к ФДС, об этом ниже) и едем по продолжению Хозяйственного проезда. После пересечения с улицей Лебедева натыкаемся на Первую типичную особенность российских велодорожек.
Эта особенность заключается в том, что под строительством велодорожки у нас понимается нанесение разметки, но не обустройство прилегающей инфраструктуры. Это красное заграждение препятствует въезду на внутреннюю территорию напрямик с улицы Лебедева. Вопрос: зачем же прокладывать разметку так, если объезд всё равно ВСЕГДА будет справа от заграждения, которое НИКТО НИКОГДА не уберёт?

При приближении к проспекту Вернадского аккурат напротив здания социологического факультета в дорожке есть разрыв метров в пятьдесят. Наверное, это связано с бетонными клумбами, стоящими слева, а также с мыслью о том, что некуда будет припарковать Кайены, Хаммеры и прочий транспорт студентов этого факультета. Кстати, обратите внимание: дорожка двусторонняя (движение по ней осуществляется в обе стороны), но проходит по относительно тихому проезду.
Упёршись в проспект Вернадского, поворачиваем по тротуару направо и подъезжаем к пешеходному переходу возле станции метро «Университет», по которому трассирована дорожка. В этом месте всегда ходит много людей, поэтому очень неудобно ехать на велосипеде, следуя существующей разметке. Возвращаясь к первой особенности, демонстрирую бордюр, который нужно преодолеть (для городского велосипеда с жёсткой подвеской это очень неприятный момент!)
На другом не менее оживлённом углу перекрестка возле северного вестибюля станции метро «Университет» дорожка разветвляется на полосу ТУДА (на картинке уходит направо) и полосу ОБРАТНО (приходит с другой стороны по зебре). Меня очень озадачивает это место. Подразумевается, что велосипедист, едущий от общежитий, должен будет двигаться навстречу поворачивающим на дублёр троллейбусам и грузовикам (у которых слепая зона при повороте не малая), а ещё по ногам пешеходов, переходящих перекрёсток. Кто был хоть раз в этом месте, понимает, насколько эта разметка неправильная и опасная!
Далее дорожка выруливает на проезжую часть проспекта Вернадского, и мы сразу же видим Вторую особенность российских велодорожек. Она заключается в том, что население совершенно не в курсе, что это вообще такое (впрочем, население вообще не в курсе любой разметки, подтверждением тому Ленд Крузеры на Кутузовском проспекте, паркующиеся «ёлочкой» на жёлтой зубчатой разметке автобусной остановки). Количество припаркованных на велодорожке автомобилей таково, что даже если Собянин захочет повторить подвиг мэра Вильнюса Артураса Зуокаса, ему не хватит даже колонны БТРов.
На отдалении от метро и торговых центров бывают довольно приятные участки, где можно ехать совершенно свободно. В принципе, это фактически «легализация разметкой» законного права каждого взрослого велосипедиста ехать по проезжей части, «держась как можно правее», поэтому можно рассматривать эту дорожку не как транспортный объект, а как символ перемен.
Впрочем, чтобы были перемены, нужно ломать Первую особенность российских велодорожек, а пока у нас на пути к общежитиям имеется и вот такой участок:
А это уже взгляд по дороге назад — выруливаем от общежитий на улицу Кравченко. Здесь совершенно дикие пятьдесят метров двусторонней дорожки проложены в крайней правой полосе. То есть при указанном направлении движения я опять-таки буду ехать прямо навстречу потоку машин. Непонятно, почему обратное направление нельзя было трассировать по тротуару, что в четырех метрах левее, тем более, что такой пример в этой системе есть на площади Индиры Ганди. В дополнение к вышесказанному — на этой двусторонней дорожкё еще и паркуются! Как это объезжать — по встречке?
Отдельно хочу передать привет экипажу ДПС с госномером «у7236 99», который также припарковался на этом идиотском участке дорожки.
На обратном пути припаркованных машин больше, соответственно, больше и помех.
Самый опасный участок — непосредственно при подъезде к перекрёстку с Ломоносовским проспектом. Там всегда пробка на дублёре из машин и общественного транспорта, а правый ряд плотно заставлен автомобилями и маршрутками, поэтому о велодорожке там можно забыть и думать только о своем выживании, аккуратно просачиваясь в потоке. Собственно, поэтому нет фотографий (но есть видео!).

То же место возле северного вестибюля станции метро «Университет», но при движении к Главному зданию. Нелогично и очень опасно в свете того, что водители плевать хотели на велодорожку и такую необычную разметку (да ещё и не по правилам!)
Для разнообразия припарковался на правой от входа велостоянке. Стоянка отличная, но непонятно, как будут решать проблему с кражей велосипедов. Видеокамер я не заметил. Что-то мне подсказывает, что студенты будут продолжать парковать велосипеды возле проходных секторов «Б» и «В» — если им это не запретят делать. Там хотя бы охрана сидит.
Маршрут № 2. ГЗ — общежития на Мичуринском проспекте (ФДС)
Выруливаем с парковки, едем вдоль Химфака. Хороший, идущий в разрез с Первой особенностью, пример прокладки велодорожки по существующей дороге — ливневые колодцы вне разметки. Обладатели шоссейников и гибридов с узкими колёсами меня поймут.
Сравните следующую картинку с виденной ранее. Только на этой они лежат! ;) Ну и иллюстрация Первой особенности, конечно.
Трасса пролегает по Хозяйственному проезду параллельно Ломоносовскому проспекту. Везде установлены знаки «Начало велосипедной дорожки» — не очень логично, но пусть будет.
Пешеходная иллюстрация Второй особенности велодорожек в России. Кстати, сравните с аналогичной ситуацией в Минске, где открыли настоящую веломагистраль, а по ней стали активно ходить пешеходы, в том числе и самые медленные — с детскими колясками.
Дальше дорожка идёт на спуск (подъём в обратную сторону — не самый сложный!), и в самом низу велосипедист встречает вот такую преграду. Первая особенность, а также ночной велосипедоулавливатель в действии.
А вот то, о чем я говорил применительно к улице Кравченко. На картинке сверху приходит полоса в сторону ГЗ, которая после перекрёстка на Индиры Ганди двадцать метров идёт по полосе Мичуринского проспекта в сторону центра.
А при движении в сторону ФДС велосипедисты сворачивают на тротуар и доезжают до пешеходного перехода. Всё просто, на широком и малолюдном тротуаре никто никому не мешает.
На переходе тоже всё ещё не гладко, бордюр высокий, иллюстрация Первой особенности.
Автомобильная иллюстрация Второй особенности. «Это хорошо, что вы такой зеленый и плоский!»
Под финал порадую ещё одним пересечением островка между Ломоносовским проспектом и его дублёром в зоне автобусной остановки «Площадь Индиры Ганди». На городском велосипеде придётся спешиваться.
В свежепостроенной части перекрёстка и вливании противоположного дублёра уже на этапе строительства были сделаны скаты для пешеходов, так что тут всё в порядке. Если не считать довольно странного сочетания зебры и велодорожки.
Вывод
МГУ получил хорошую систему велосообщения с не ближними своими общежитиями — гораздо приятнее по возможности ехать на велосипеде от крыльца до крыльца, а не мучиться с довольно неудобно расположенными остановками общественного транспорта (касается и ФДС, и ДСВ). Техника нанесения разметки — прямо отличная. Трассирование за исключением двух особо оговорённых случаев — грамотное. Решение остальных проблем — целиком на совести тех, кто эту дорожку в дальнейшем будет обслуживать и поддерживать. Замена ливневых колодцев и ликвидация заграждений поперёк дорожки были бы удачным вкладом со стороны хозяйственных служб МГУ и города. Но самое главное — нужно обеспечить постоянную очистку участка на проспекте Вернадского с наложением новых, классных штрафов за парковку на велодорожке (пока не нашёл информации о таких, но обязательно придётся вводить, как и в случае с выделенными полосами для общественного транспорта!). Не хватает информационных указателей для пешеходов и водителей — люди видят такую разметку впервые и могут не знать, как к ней относиться.

А вообще — пример очень показательный. За последние год-два очень популярной стала позиция «дайте нам велодорожки — мы будем ездить», при том, что ПДД и так позволяют ездить практически по всему городу и без велодорожек, причём не заморачиваясь на всяческую разметку (просто правее!). Но вот появился первый, можно сказать, пилотный проект — и теперь дело за людьми. Что изменится? Будем ждать и наблюдать.
Больше о велосипедизации Москвы