Let’s bike it!

Двухколёсная столица Германии

Города
  • Автор: Юлия Кунстман

Вот уже два года я могу считать велосипед своим хорошим другом, который «и в снег, и в зной» мчит меня на учёбу. Случилось это после того, как я начала учиться на языковых курсах в велосипедной столице Германии — в городе Мюнстер, а затем продолжила обучение в университете этого города.

На картинке изображены результаты эксперимента, поставленного группой энтузиастов из Мюнстера. На трёх фотографиях видно сколько место занимает одна и та же группа людей на личном автотранспорте, на автобусе и на велосипедах.

Несмотря на то, что Мюнстер — город небольшой, плотность автотранспорта здесь достаточно высокая, а велотранспорта — ещё выше. Поэтому вождение велосипеда не всегда является таким уж безопасным, особенно когда после окончания лекции минимум 70-80 студентов едут друг за другом по узкой дорожке, останавливаясь каждую минуту перед светофором. Я это называю «велопробкой» и испытываю огромное уважение к велосипедистам мегаполисов, чья голова, наверное, способна крутиться на 360°, пытаясь предвидеть опасности в виде пролетающих мимо автомобилей.

Моя дружба с двухколёсными существами (их у меня было два) развивалась постепенно, примерно так, как она возникает у начинающих автоводителей. Сначала я приобрела подержаный велосипед, затем через неделю после приобретения произошла небольшая авария на перекрёстке по обоюдной — моей и автоводительницы — невнимательности. После этого случая я стала более осторожным и аккуратным велосипедистом. Потом был штраф за езду без света в тёмное время суток (я ездила без света почти год, и всё было в порядке до этого момента!) Затем, по возвращении в Россию, я пошла в автошколу, где узнала столько нового о правилах дорожного движения, что удивилась, как это я обошлась только одной аварией! Но вернёмся к Мюнстеру.

Как я уже отметила, по российским меркам, этот город небольшой, около всего-то 200 тыс., и 50 тыс. из них — студенты. При этом Мюнстер считается велосипедной столицей ФРГ, так что для самой Германии это почти велосипедный рай. Настолько грамотно организованную велоинфтраструктуру встретишь далеко не в каждом городе.

Немного истории

Мюнстеру примерно 1200 лет, так что для центра города характерны узкие кривые улочки. После Второй мировой войны Мюнстер, как и многие другие города Германии, был сильно разрушен, но мюнстеране решили полностью восстановить довоенный облик города — с извилистыми узкими улицами, домами с фасадами в прежнем готическом стиле и булыжниками на дорогах вместо асфальта.

Так как по планировке город остался средневековым (кольцевая система), в 1960-е годы стало ясно, что возрастающее количество машин приведёт к постоянно увеличивающемуся числу пробок, и при этом расширение улиц и изменение важнейших перекрестков не представлялось возможным.

Начались поиски альтернатив частному автотранспорту. В качестве вариантов рассматривались автобусы и электропоезда. Но в 1974 г. остановились на велосипеде. К тому времени он уже приобрел популярность среди горожан, но пока ещё как средство проведения досуга. Власти города обозначили поддержку велосипедного движения как цель транспортного развития города, что всего за одно десятилетие привело к увеличению числа велосипедистов в 4 раза. В то время как в других городах велосипед в качестве транспортного средства занимал по-прежнему второстепенное значение.

Как Мюнстер стал велосипедным

В основе успеха велосипедизации Мюнстера лежала реализация не каких-то отдельных мероприятий, а продуманная и согласованная концепция:

— удобные соединения велодорожек из окраин в центр Мюнстера;
— повышение пропускной способности велотрасс (обозначение зон с разрешением скорости 30 км/ч, разрешение проезда в пешеходных зонах в определенные часы и установление знаков одностороннего движения — даже для велосипедистов!);
— установление светофоров в оптимальных местах (но скажу честно — они встречаются слишком часто по пути!);
— обустройство велостоянок повсеместно по городу, в особенности возле автобусных остановок и ж/д вокзала;
— разрешение велосипедистам проезжать по полосе движения автобуса;
— качественные указатели и дорожные разметки для более удобного ориентирования, распространение плана города для велосипедистов;
— привлечение общественности с целью увеличения количества велосипедистов;
— разработка правил для повышения безопасности передвижения на велосипеде;
— совместная работа «велоориентированных» городов и общественных организаций в Земле Северный-Рейн-Вестфалия;
— Bike+Ride (об этом чуть позже).

Естественно, все эти меры не были введены одновременно. Ниже представлен график, в какое время и какие мероприятия проводились.

Зелёная магистраль

В средневековье вокруг Мюнстера была возведена крепость. В 1761 её снесли, т.к. город значительно увеличился. Полученную территорию было решено обустроить под длинную аллею, которая почти полностью опоясывает старый город. В настоящее время она представляет собой своеобразную веломагистраль, где нет ни светофоров, ни знаков ограничений. Прерывают её только пересекающие улицы.

Таким образом, в любое время года можно быстро добраться из одной части города в другую, не пересекая густонаселенный и хаотичный центр.

Где припарковаться?

Велостоянки, как правило, не крытые, находятся возле зданий университета, школ, общежитий, больших торговых центров. Но иногда и их не хватает, и велосипед пристёгивается к столбу, какому-нибудь указательному знаку, ограждению, словом, вообще к любому объекту, имеющему надёжное укрепление в земле. Работодатели также устраивают велопарковки возле своих офисов.

Park+Ride => Bike+Ride

Такое явление, как Park+Ride, когда водители оставляют свои машины где-то на въезде в город и пересаживаются на автобус или электричку, достаточно известно. Тот же смысл имеет Bike+Ride. Но в этом случае владельцу велосипеда необходима надёжная парковка, а не просто вкопанный в землю столб.

12 лет назад в Мюнстере для этих целей рядом с ж/д вокзалом была построена так называемая велостанция (Radstation) — подземный гараж на 3300 велосипедов.

Вниз можно заезжать прямо на велосипеде, а затем оставить своего железного друга (оплата места за день составляет 70 центов, за неделю — 4 евро, в месяц — 7 евро, за год 70 евро).

Здесь же осуществляется аренда велосипедов, есть «веломойка» и сервис, в случае, если необходимо что-то починить. Если же платить за починку не хочется и сам знаешь, как и что нужно исправить, можно просто попросить необходимые инструменты и всё сделать самому. Так, мне нужен был ключ, чтобы подтянуть спицу, соединяющую крыло с колесом. Я приехала на эту парковку, объяснила ситуацию и получила от работника ящик с инструментами и хитрую ухмылку в придачу (видимо он сомневался в моих способностях). Я быстро нашла ключ нужного размера, всё исправила и вернула ящик, после чего была немножко горда собой.

Поначалу у жителей города было, конечно, скептическое отношение к востребованности такого «гаража», но в итоге оно исчезло, поскольку уже через год насчитывалось 2300 постоянных клиентов и 400 тех, кто оставлял свой велосипед на короткое время.

В городах поблизости Мюнстера также построены велопарковки возле ж/д вокзалов, в целом предоставляющие дополнительно 600 парковочных мест.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект
Артур
2012-02-28 07:55:06
Очень хочется чтобы такая велоструктура была повсеместно. Было бы здорово, если бы РЖД включилась в этот процесс.
Макс
2012-04-09 10:34:24
Пожить в таком маленьком студенческом городке - это конечно мечта. А ежели он ещё и велосипедный... Если бы у нас были такие ж студенческие города, то начинать велодвижения из них гораздо проще было бы я думаю. Может они есть, если поискать. Я думаю со студенческими советами Вузов надо проводить самую активную работу.
Alexey
2012-07-01 11:40:30
Мне кажется, для России это всё малореально, особенно для небольших городов. Недавно видел статейку, что велосипедисты - это невыгодно государству. Доводы примерно такие - они более здоровы, чем те, кто всегда и везде передвигается на машине (меньшие затраты на здоровье), они не тратят деньги (или тратят, но меньше) на бензин, кто-то из них не имеет автомобилей, значит не приносит прибыли покупкой, им не нужно платить различные автомобильные налоги и так далее. Хотя у меня и машина есть, и 2 велосипеда =) Далее... Живу в Кургане. Унылый городишко, на уровне соседей - Челябинска, Тюмени и особенно Екатеринбурга, на уровне Омска тоже. Если прикинуть, сколько всего людей тут живет (примерно 320 тыс, если верить информации о ежегодной убилы населения), скольким из них просто забить на велосипед и велодвижение, и сколько людей в этом заинтересовано, то понятно, чья сторона перевешивает. Властям будет невыгодно тратить деньги на строительство велоинфраструктуры ради каких-то там пары сотен фанатов велосипеда. Капля в море...