Создание поведенческих кампаний, концентрирующихся только на велосипедистах, ещё больше вгоняет велосипед в маргинальное состояние и укореняет неправильное представление, что велосипед — это не для всех, а всё ещё субкультурное явление.
Указывание пальцем на велосипедистов не приведет ни к чему хорошему, если одновременно вы не будете указывать на других участников дорожного движения. Поведенческие кампании, направленные на всех, смещают внимание с велосипедистов и служат тому, что в сознании людей велосипед становится равноправным.
Если указывание пальцем — это про вас, то укажите лучше на самые опасные и разрушительные элементы в городах. Автомобили. Признавая, что сущестует слон в посудной лавке и принимая меры, чтобы приручить его, вы логично и правильно смещаете внимание на самую большую проблему.
Дополнительные ограничения скорости, принятие мер по снижению транспортного напряжения и т. д. — всё это помогает велотранспорту, а также общественному здоровью, т.к. понижается загрязнение воздуха, становится меньше аварий, а значит и меньше тяжёлых аварий, создаются пригодные для жилья города.
Когда вы начинаете говорить о субкультурах, становится сложнее. Субкультуры — и велосипед не исключение, неважно, фиксеры это или гонщики в лосинах — имеют свою собственную одежду и язык. Субкульутры гордятся, что они другие и часто выделяются в городском пейзаже какими-то отличительными чертами. Их внешнее окружение — автомобильная культура и т. д. — во многом продиктовало их надуманную — или реальную — позицию и показательное поведение.
Вы не уходите далеко, когда говорите им, как себя вести. И новые велосипедисты, ввиду отсутствия альтернативных моделей поведения, могут подумать, что вы обращаетесь к ним. Вы или закрепите их связь с андеграундом или просто-напросто оттолкнёте их.
Обращаться с велосипедистами как с равными выгоднее, чем подчёркивать, что они другие или отдельно, особенно, когда вы имеете дело с большим количеством велосипедистов, которые, скорее всего, не хотят быть «в андеграунде».
Есть важный социологический аспект, который стоит принимать во внимание. Когда андеграундная группа видит, что выбранная ими культура превращается в мейнстрим, это часто приводит к негодованию. «Я занимаюсь этим много лет, а теперь все делают то же самое!» Это нисколько не помогает распространению городского велосипеда. Вот цитата из недавней статьи в Нью-Йорке:
«Когда велосипеды становятся трендом, у езды на велосипеде появляется обратная сторона. Если вы дадите волю стаду пошатывающихся, вихляющих модников, которые в действительности понятия не имеют, как вести себя на дорогах города, аварий может быть (и, вероятно, будет) очень много.»
Опыт важен, без вопросов. Но это всё пуристы, которые набрасываются на других людей на велосипедах. Это как филателист, который глумится над людьми, которые клеят марки на рождественские открытки бабушке, не выбирая правильное место на конверте, как бы сделали истинные любители марок.
Знаете что? Люди, которые первый раз попадают на американские горки в парке аттракционов, держатся крепче всех. Вихляющий — не обязательно опасный. Если вы спросите меня, слоган Copenhagen Cycle Chic — Style over Speed (Стиль превыше скорости) — это величайший слоган по дорожной безопасности в истории велосипеда. Наверное, пуристам досадно, ведь теперь им надо заморачиваться, чтобы обходить препятствия в городской среде, которая раньше была неприкосновенной. Но кому какая разница. Это демократия и демократизация.
Я получил несчётное количество электронных писем от читателей моих блогов, в которых полно враждебности и негодования. Просто прочтите
эту тираду против движения Cycle Chic. Участки андеграунда восстают против мейнстрима. Точно так же, как и 100 лет назад, когда богачи осознали, что их драгоценная игрушка — велосипед — становится массовым. Они глумились, издевались, плевались на рабочих и женщин на велосипедах. Похоже, история повторяется.
Ещё больше причин не отступать и продолжать работать — вперёд, чтобы вернуть велосипед людям. Получилось первый раз. Получится и сейчас.