12.11.2012
Когда велосипеды не только для «велосипедистов»
Не позволяйте велосипедистам в спандексе отпугивать вас от велокультуры. Семь причин, почему все люди ездят на велосипедах по делам и почему города это поощряют.
Во время путешествия по самым велосипедным городам мира, я влюбилась в велосипед. Так просто, безопасно, удобно… (мечтательный вздох). Но как только мой полугодовой любовный роман подошёл к концу, я поняла, в чём причина моего страстного увлечения: такие города, как в Дании или в Голландии, просто заставляют влюбиться в велокультуру. В этих городах не просто строятся велодорожки, в них рождаются радость, фантазия и романтика езды на велосипеде.

Конечно, многие американцы любят свои велосипеды, но полюбили бы и ещё больше, если бы усвоили эти уроки от главных велосипедных столиц, о приятной стороне езды на велосипеде.
1. Крутить педали — это романтика
Я почти каждый день возвращаюсь на велосипеде с работы со своим молодым человеком, и это, наверное, самая приятная часть дня. Мы разговариваем о том, что видим вокруг или о том, какой запах доносится с пекарни «Hostess». Если на улице солнечно, мы иногда останавливаемся, чтобы пропустить по бутылочке пива. Если на улице бодрящая зимняя ночь, мы останавливаемся, чтобы полюбоваться проплывающими под мостом Фремонт кораблями. Когда идёт дождь, мы говорим о том, какой суп мы хотим приготовить на обед. Во время езды на велосипеде, мы сближаемся через обсуждаемые детали, чего никогда бы не случилось, будь мы затянуты ремнями безопасности в машине. Во время своих путешествий я повидала много романтики на велодорожках: подростки, которые целовались на светофоре в Париже, более взрослые парочки, которые держались за руки во время совместной езды на велосипеде в Амстердаме и велосипедный свадебный кортеж в Копенгагене.

Большая часть американских работников тратит примерно 48 минут на ежедневные поездки до места работы. Не считая миллиардов часов, которые мы в общей сложности тратим на такие поездки, мы не часто говорим о том, какие чувства — физические или духовные — у нас вызывает используемый транспорт.

Наверное, это надо исправить.
2. Вам не обязательно быть «велосипедистом», в привычном понимании этого слова, чтобы ездить на велосипеде
Езда на велосипеде долгое время относилась к развлекательным видам субкультуры в Северной Америке. Эта тенденция начинает менять направление и это очень важный культурный сдвиг. «Ни один из этих людей не позиционирует себя именно как велосипедист», — объяснял мне Андреас Хаммершой из Датского велосипедного представительства, пока мы стояли на тротуаре и наблюдали за множеством копенгагенских велосипедистов, ехавших через мост Королевы Луизы. Каждый день по нему проезжает от 10 000 до 30 000 людей на велосипедах. «Это всего лишь люди, которые едут на работу, в школу или продуктовый магазин, но на велосипедах», — сказал Хаммершой. Выходит, что активные люди, такие как жители Копенгагена, предпочтут доехать из пункта, А в пункт Б на велосипеде, а не будут стараться угнаться за «веком передовых технологий» (они даже не будут думать о том, что это означает). Это прекрасно. Вам не нужно задумываться о велосипеде, как о средстве для отдыха, когда вы используете его как транспорт. Если спросите, что об этом думает Блейк Траск, начальник полиции велосипедного союза штата Вашингтон, то он скажет: «Я не то чтобы велосипедист, я просто езжу на велосипеде на свою работу».
3. Помните подставки на велосипедах?
Генри Катлер, владелец голландско-американской фирмы WorkCycle в Амстердаме, уверен, что езда на велосипеде по городу подорвёт однажды желание американцев ездить на высококачественных дорогостоящих велосипедах и приведёт к тому, что все пересядут на удобные и практичные велики. «Американцы ездят на велосипедах, которые можно сравнить с гоночными автомобилями. Голландские велосипеды — они как хэтч-бэк или минивэн», — шутил Катлер в прошлом июле, пока я восхищалась его коллекцией практичных велосипедов. На его велосипедах были детские сидения, корзинки, звонки, кожух над цепью и передний и задний свет, работающие от динамо. И, кстати, подножки: почему теперь выпускают велосипеды без подножек?

Том Фукулоро, автор блога «Велосипед Сиэтла», был прав, когда написал, что покупка велосипеда должна быть похожа на покупку автомобиля. «Большинство людей выбирают автомобили не по их техническим характеристикам, а потому, что есть люк в крыше или держатель для стакана в салоне». Дэвид Шмидт, владелец голландского Bike Shop в Сиэтле, утверждает, что тенденция покупать именно практичные велосипеды набирает обороты. «90% наших клиентов не ездили на велосипеде с самого детства. Они заново открывают для себя езду на велосипеде, потому что это веселее и проще, чем водить машину. Они не борцы за справедливость. Они просто хотят ездить на велосипеде за продуктами».
4. В вашем городе есть велокультура?
Жители Северной Америки все как один понимают, что означает «автомобильная культура», но это понятие всё чаще используется в негативном значении. Машины теперь называются «технологиями прошлого поколения». Несмотря на рекламные кампании, стоящие миллиарды долларов, люди нового тысячелетия вряд ли будут приобретать автомобили.

В отличие от автомобильной культуры, велокультура находится на пике спроса. Большинство динамичных и процветающих городов мира делают всё возможное, чтобы поддержать своих городских велосипедистов, потому что наличие «велокультуры» наконец-то стало выгодным и «привлекательным для тех работников, которых новейшая экономика хочет привлечь на рынок».

«Демография — это данность», — говорит коммерческий директор Министерства экономического развития Сиэтла Брайан Сурратт, во время разговора о необходимости развития велокультуры. «Люди больше не переезжают с места на место вслед за желанной фирмой. Фирмы сами перемещаются вслед за талантами. Хотелось бы, чтобы Сиэтл воспринимался как город с велокультурой, потому что это привлекает талантливых людей. Наиболее успешные города — с развитыми экономической, культурной и социальной средой — должны состязаться в привлечении талантов и за звание интеллектуальной столицы».
5. Большее число велосипедистов влечёт за собой рост взаимопонимания на дорогах
Многочисленные исследования выявили взаимосвязь между увеличением количества велосипедистов и возрастанием безопасности для велосипедистов на дорогах. Взаимосвязь этих двух факторов иногда удивительно пряма. Оденсе, Дания: началась амбициозная, долголетняя кампания по продвижению велосипедов, и в результате, количество велосипедистов увеличилось на 20%, в то время как количество ДТП с участием велосипедистов, наоборот, сократились на те же 20%.

Почему? Автомобилисты привыкли к людям на двухколёсном транспорте на дорогах. К тому же, зачастую, водители и велосипедисты — это одни и те же люди, но в разное время дня. Или, по крайней мере, у водителей есть члены семьи, которые ездят на велосипеде.

Дружелюбное вождение становится нормой для всех участников движения, когда у горожан — как в Гронингене, Голландия — есть друзья или члены семьи, которые перемещаются по городу на велосипеде или пешком. К счастью, доля велопоездок и во многих американских городах значительно возросла: доля велопоездок в Сиэтле в 2012 году удвоилась по сравнению с 2000 годом, а в Портленде — утроилась, согласно данным, полученным Лигой американских велосипедистов. В то же время, Департамент транспорта Нью-Йорка сообщает, что доля велопоездок в этом городе удвоилась ещё в 2011 году в сравнении с данными 2007 года. Такой рост показателей помогает сделать дороги безопасными для всех, даже те дороги, на которых не предусмотрена велоинфраструктура.
6. У нас нет времени на компенсацию
Большинство людей, читающих эту статью, сидят напротив своих компьютеров. Появляется всё больше и больше «работников интеллектуального труда», которые проводят в офисах большую часть времени. Если, к тому же, вы выбираете пассивный транспорт, такой как автомобиль или, например, автобус, то доктора рекомендуют компенсировать ваш постоянный образ жизни «тренировками».

К сожалению, я не могу выделить много времени из своего расписания на такую компенсацию. И в этом я не одинока. Центр контроля заболеваний сообщает, что 80% американцев не могут сдать физические нормативы, несмотря на все те 19 миллиардов долларов, которые тратятся каждый год на абонементы в спортзалы. Почему активный образ жизни не может просто встроиться в нашу жизнь, чтобы мы оставались здоровыми без дополнительных тренировок? Езда на велосипеде стала для меня решением проблемы. Я сжигаю на велосипеде около 500 калорий каждый день, при этом еду туда, куда мне нужно, и поход в спортзал уже не является для меня необходимостью. Сокращая таким образом список своих дел, я получаю больше времени, которое могу провести с людьми, которых люблю.
7. Ориентация на женщин
Женщины — «индикаторный вид» городской велосипедной экосистемы. Исследования показали, что женщины менее рисковые существа, чем мужчины, таким образом, чем больше женщин ездят на велосипеде в городе, тем больше уверенность в том, что в этом городе перемещаться на велосипеде безопасно. К тому же, женщины охотнее участвуют в велосипедных программах поддержки и тренировок, для них они полезнее, чем для мужчин. Исследование, проведённое в Лондоне, показало, что 73% лондонских резидентов, участвовавших в тренировочных велопрограммах на дорогах, были женщины. В том же исследовании был проведён опрос среди женщин, который показал, что большинству из них «езда на велосипеде помогает развивать уверенность в себе и ощущение независимости». Австралийское исследование показало, что пропаганда велокультуры и различные мероприятия в её поддержку, имеют большое положительное влияние на поведение женщин и мужчин. Почему ещё необходимо привлекать как можно больше женщин к велокультуре? Американские женщины принимают большую часть решений по дому, чем мужчины, и, соответственно, могут повлиять на решение семьи пересесть на велосипеды. Некоторые люди, помимо всего прочего, утверждают, что большое количество женщин на велосипедах радует глаз.
Ни одна из этих идей не является сенсацией. Я просто видела их повсюду, во всём мире. Важно то, что разговор о велосипедах не всегда касается только инфраструктуры. Прививать людям любовь к велосипедам — вот что важнее рекламных плакатов и стрит-арта (хотя это тоже, конечно, важно!).

Чего действительно не хватает для развития велокультуры — так это хорошего маркетинга.
Вам может понравиться