30.12.2012
Итоги 2012:
Велопарад Let's bike it!
© AP Photo
Около 8 тысяч человек на самых разнообразных велосипедах в центре Москвы. Не гонка, не марафон, а общая идея, объединившая собравшихся — «Городу нужна велоинфраструктура!» При поддержке Префектуры ЦАО г. Москвы, вместе с общественной организацией «Молодая столица» в уходящем году нам наконец-то удалось провести Велопарад Let's bike it!

Ниже о том, как это было.
Подготовка
После отмены события всего за три дня до назначенной даты в прошлом году, собраться с силами, и довести начатое до конца было не так уж просто. Не все верили в возможность подобного велопарада, осложняя подготовку слухами из серии: «в этом году снова всё отменят». Палку в колёса попробовали вставить и некоторые московские велоклубы, объявив бойкот мероприятию и выступив против: «без нас вы и тысячу человек собрать не сможете». (О велоклубах и велосипеде для всех очень хорошо написано в статье Микаэля Кольвилл-Андерсена). К тому же, политическая ситуация была далека от идеальной… кем только нас не называли: от нашистов, до агентов госдепа.
Но как бы там ни было, идея, возникшая у нас летом 2010 года, постепенно становилась реальностью. Шли согласования. Сотрудники различных компаний помогали нам с пиаром события, устраивая электронные рассылки у себя в офисах. Волонтёры со всей Москвы за свои деньги печатали афиши и расклеивали их по городу. Почти не имея бюджета, для Велопарада Let’s bike it! удалось создать одну из лучших «народных» рекламных кампаний. Впрочем, для многих он всё равно оказался сюрпризом.

«Так вот что это было! А я выгуливала коллегу-испанца по центру, мы стояли на Патриаршем мосту и вдруг увидели ЭТО, не поняли, что за перформанс»

«О, как круто! питерские френды об аналогичном писали, я думала, это только у них такая инициатива»

За неделю до 20 мая в социальных сетях люди договаривались о совместной поездке к месту старта, предлагали свои вторые и третьи велосипеды тем, у кого их нет.

«Еще за несколько дней до парада люди стали договариваться об организованной поездке к месту старта из разных районов и округов. Это очень порадовало: для тех, кто смог организоваться, парад начался фактически от „пункта сбора“. На подъезде к Воробьёвым горам это было особенно видно: многие велосипедисты организованными группами подтягивались к набережной»
Памятка участникам. © slay-ya
В «Лужниках» перед стартом. © Антон Сысоев
Атмосфера
С самого начала мы были уверены, что людей соберётся много, но результаты превзошли даже наши ожидания, не говоря уже об ожиданиях участников. Колонна растянулась на все 14 км маршрута, по набережной от «Лужников» до Васильевского спуска и обратно.
В «Лужниках» перед стартом.
© Максим Рукомойников
«Москва, такой ты мне нравишься больше! Оглушительный старт велопарада Let’s bike it был таким, что не хватит слов, цифр тоже не хватит и вряд ли какая-нибудь фотография сможет передать атмосферу происходящего! Я к своему сожалению, так и не смог найти велосипед для покатушки в общем заезде. Но даже стоя на Васильевском спуске с камерой, растягивался в улыбке от проплывающего перед моими глазами. Парад оправдал своё название, собрав помимо велосипедов ещё и экстравагантных лиц в костюмах, устроив поток веселья, маскарада красок, шума, встреч и всеобщего настроения. Единство — этим одним словом я смогу охарактеризовать событие, о котором так долго мечтали ущемлённые грубостью и дерзостью автолюбителей и скупостью здравомыслия в верхах. Да, единство было на фоне веселья и радости от случившегося, но оно было посильнее митинга на пр. Сахорова»
© Максим Рукомойников
«Дай пять!»
Как ни планируй мероприятие, никогда нельзя на 100% предсказать, что именно запомнится участникам. Хитом прошедшего велопарада, судя по всему, стала случайно возникшая игра «дай пять!». Возвращающиеся приветствовали тех, кто только ехал в сторону Васильевского спуска, усиливая атмосферу единения и радости.
Света Некрасова
волонтёр
«Я почти уверена, что фишку с ладошками придумала я. Ехала во 2-й колонне волонтёром, считай, в самом начале. После разворота все просто ехали навстречу друг другу, и тут я подъезжаю к разделительной полосе и говорю: „Давай пятюню“. Потом пошла цепная реакция»
«Дай пять!»
Внутри или снаружи
20 мая кроме нашего велопарада в мире было ещё несколько крупных событий, например, свадьба Марка Цукерберга, но всё же, велопарад вырвался в топ тегов в твиттере и в топ обсуждаемых тем в блогах. Интернет был заполнен огромным количеством отзывов и, конечно, фотографий. Правда, фотографам пришлось не просто. Одни расстраивались из-за невозможности проехать вместе со всеми участниками, другие, наоборот, хотели слезть с велосипеда и фотографировать.
© Максим Рукомойников
Известный блоггер и фотограф Илья Варламов в этот день предпочёл оставить фотоаппарат дома:

«Я был непосредственным участником мероприятия, поэтому фотографий сделать не получилось»
Гости
К большому удивлению участников велопарада, с ними вместе, без всякой охраны и отдельного внимания ехали чиновники, известные спортсмены, директора телеканалов, телезвёзды, топ-менеджмент крупных компаний, а также десятки журналистов.
Максим Ликсутов, глава департамента транспорта. © Максим Рукомойников
Максим Ликсутов
глава Департамента транспорта Москвы, комментарий для The Village
«Пока, надо признать, использовать велосипед как транспорт в Москве практически невозможно. Но мы будем работать над этим. Я пришёл сюда покататься и ещё раз выразить поддержку велодвижению. Мы всей семьёй за то, чтобы более активно использовать велосипед в качестве транспорта, для отдыха и спорта. До сих пор развитием велосипедного движения никто как следует не занимался, поэтому оно у нас в таком зачаточном состоянии. Я думаю, что надо не только строить велодорожки, но и пересмотреть правила дорожного движения с точки зрения безопасности велосипедиста — мы будем этим заниматься, будем делать всё для того, чтобы велосипед стал полноценным транспортом в Москве»
Сергей Капков
глава Департамента культуры Москвы, комментарий для The Village
«Честно говоря, кататься я почти не умею, так что сюда пришёл больше за атмосферой. Велосипедисты — это активные люди, а нам нужны активные люди, которые могут создавать смыслы. Велодвижение — это тоже смысл. Но дело ведь не только в велодорожках, дело в культуре на дороге. Сейчас водители не уважают велосипедистов, и это большая работа — привить культуру и уважение на дорогах»
Были среди участников и представители различных велосипедных движений.
Шурэ
президент клуба Р.А.С.Т.А.БАЙК, основатель движения вело кастом культуры в России
«Вообще не очень люблю участвовать в подобных парадах, так как часто приезжаешь поддержать велодвижение, а в итоге оказываешься на митинге какой-нибудь из партий, либо борцов против автомобилей, либо каких-то сообществ, которые борются за окружающую среду. В этом параде я не ощутил никакого давления, никаких лозунгов и т. д. Очень порадовал простой и не сложный, но в то же время один из самых красивых маршрутов г. Москвы (считаю набережные любого города идеальными для велопрогулок), минимальное количество копов, и множество позитивных и красивых людей на городских велосипедах, которые, наконец-то, показали, что город создан для них, а не для горного двухподвеса со множеством скоростей и амортизаторов»
Сувениры и спонсоры
На старте всем участникам первого Велопарада Let’s bike it! помимо листовки с правилами, волонтёры раздавали и сувениры от партнёров и спонсоров: браслеты и значки от сети магазинов «Велосайт» и оранжевые футболки с забавными принтами от компании Opel.
Костюмы и велосипеды
Назвав наш велозаезд велопарадом (почти уверены, что именно мы ввели это слово в широкое использование в велокультуре России), мы также предложили участникам приехать в костюмах и украсить свои велосипеды.
© Аня Крайнюк
© Иван Кутузов
Итоги и ожидания
Конечно, невозможно за один день изменить мир или сделать Москву велосипедной столицей, но что-то 20 мая всё же изменилось. Создатель блога UrbanUrban.ru Егор Коробейников, считает, что именно после Велопарада Let’s bike it! в Москве всерьёз заговорили о необходимости строительства велодорожек, а заместитель главного редактора журнала «Русский Репортёр» Дмитрий Соколов-Митрич ещё до велопарада написал: «уже почти уверен, что именно эта двухколёсная букашка способна перекроить депрессивный национальный менталитет».
В организации Велопарада Let’s bike it! приняли участие более 100 волонтёров.
© Максим Рукомойников
© Анатолий Куликов
© Андрей Панюшкин
Одним из основных, но почти незаметных итогов, на наш взгляд, стало то, что тысячи людей попробовали проехать через всю Москву на велосипеде, осознали имеющиеся сложности, но в то же время поняли: велосипед вполне может быть транспортом даже в таком мегаполисе, как Москва. Вечером 20 мая уходящего года в социальных сетях и блогах можно было встретить множество удивлений из серии: «Никогда бы не подумал, что от Динамо до Лужников на велосипеде можно доехать быстрее, чем на автомобиле или общественном транспорте», а также сотни восторженных сообщений о километрах, проеденных за день.
В декабре Велопарад Let’s bike it! был награждён как одно из самых ярких спортивных мероприятий в ЦАО г. Москвы. И пусть снова спорт вышел на первый план, яркость события это ничуть не уменьшает :-)
© Максим Рукомойников
Благодарности
За совместную работу по подготовке мероприятия спасибо общественной организации «Молодая столица» и Молодёжному совету ЦАО, личное спасибо от нашего проекта Вадиму Ковалёву, Александру Данилову и Николаю Оленеву. За GR поддержку и личную работу на старте спасибо Владиславу Епифанову. За поддержку идеи проведения велопарада и помощь в его организации спасибо Префектуре ЦАО, и лично префекту округа Сергею Байдакову. За оказанную помощь и поддержку спасибо «Лужникам». За отличную работу по обеспечению безопасности на велопараде спасибо сотрудникам ГУВД Москвы, ГИБДД Москвы и Скорой медицинской помощи. Спасибо всем нашим партнёрам и спонсорам. Спасибо Айдару Даминову из Уфы за чудесный промо-ролик Велопарада Let’s bike it! и Единого дня велосипедных действий. Спасибо многочисленным волонтёрам, распространявшим информацию и афиши велопарада, обеспечивавшим движение колонны, помогавшим на маршруте и встречавшим велосипедистов на финише. Спасибо всем участникам Велопарада Let’s bike it! Все вместе мы закладываем новую традицию и меняем наш город к лучшему!
© Максим Рукомойников
Единый день велосипедных действий
За пару недель до Велопарада Let's bike it! возникла идея провести в этот день первый в России Единый день велосипедных действий. Мы предложили друзьям и партнёрам из разных городов и… получилось! Более 20 тысяч участников в более чем 30 городах России 20 мая 2012 года объединились, чтобы сказать: «наши города нуждаются в изменениях». А велопарады продолжались по всей России до самой осени.
P.S.
Расскажите друзьям и подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить следующий Велопарад Let's bike it!, запланированный на 19 мая 2013 года.

Если же у вас есть хорошие фотографии с Велопарада Let's bike it! 20 мая 2012 года, присылайте на hero.on.bike@gmail.com.
P.P.S.
К годовщине первого Велопарада Let’s bike it! медиалаборатория Resonant Arts взяла видеоматериалы, предоставленные нам телеканалом Дождь, и сделала замечательный музыкальный ролик!