17.12.2012
Не всё так гладко и в раю?
Оригинал: Trouble in Paradise
«Проблемы, так хорошо знакомые водителям автомобилей во всём мире: от пробок до агрессивного поведения на дороге и нехватки парковочных мест, грозятся превратить голландскую голубую мечту о езде на велосипеде в ежедневный ад. В маленьком городе, где количество велосипедов превосходит число людей на 1,2 миллиона, не осталось пространства для комфортного размещения пяти миллионов велосипедистов, выезжающих ежедневно на дорогу. Что, в свою очередь, превращает перемещение на велосипеде в большинстве городов Голландии в настоящий кошмар».

«Что это?», — спрашивали пользователи социальной сети Twitter, когда волна похожих новостей промчалась по всему миру: от Филиппин до Китая, Австралии и Франции. Неужели кризис в раю? Неужели голландская велосипедная утопия так и останется утопией, в том смысле, что это всего лишь несуществующая фантазия?

Нет, конечно же! Очевидно, что эта статья была написана кем-то, кто вырвал цитаты из контекста и додумал многие факты, чтобы вышла сочная новость, которая бы хорошо продавалась. Естественно, голландцам известна истина, но, с другой стороны, эта ситуация на руку некоторым политикам и проектировщикам, которые могут ссылаться на неё и говорить: «Видите, это не то, за что нам стоит бороться!».
Студенческая велосипедная пробка в Вагенингене (Голландия), фото Пола Ван Ден Аккера. Неужели велодорожка слишком узкая или зелёный свет светофора горит недостаточно долго? Второе из названного легко исправить.
Итак, где первоисточник этих новостей? Ответ на этот вопрос может вас удивить, ведь цитаты заимствованы у голландского Велосипедного союза. Так о чём же здесь речь?

У Велосипедного союза есть несколько задач, некоторые из которых являются противоречивыми. С одной стороны, необходимо пропагандировать велокультуру, рассказывая повсеместно о том, как здорово ездить на велосипеде. Это весело и безопасно! А с другой стороны, необходимо обратить внимание на те моменты, которые (ещё) не до конца отлажены (даже в Голландии) и лоббировать усовершенствования.

В последние годы велодвижение в Нидерландах непредвиденно разрослось. Инвестиции в обе составляющие инфраструктуры: как в развитие велодвижения, так и в установку новых парковок не успевали за этим скачком, по крайней мере, не везде. По этой причине в течение дня велодорожки в некоторых районах с активным движением переполнялись велосипедистами. Ранее я уже приводил такие примеры. Люди, которые ездят на велосипедах в этих районах, вынуждены снижать скорость и иногда даже дожидаться повторного зелёного сигнала светофора, прежде чем им удастся пересечь перекрёсток, из-за затора на велодорожке. Такая ситуация, к сожалению, помимо всего прочего, ведёт к увеличению числа травм. К тому же, стало очевидным, что недостаёт и велопарковок в центральных частях городов и около железнодорожных станций более крупных городов. Как я уже отмечал ранее, особенно эти проблемы характерны для городов Утрехт и Амстердам.

Чтобы успешно разобраться со сложившейся ситуацией, недавно (27-го сентября 2012 г.) был проведён симпозиум в г. Утрехт, на котором эксперты из различных профессиональных областей (дорожное управление, городское планирование, социальные службы и т. д.) обменивались идеями на этот счёт. Итогом этой конференции под названием «Meer Fiets, Meer Ruimte» (Больше велосипедистов — больше пространства) стал вывод о том, что велосипед как средство передвижения настолько важен в Голландии, что он должен занять место первостепенного вида транспорта и даже превалировать над автомобилем, когда речь идёт о городском планировании, а все проекты должны отталкиваться от этой идеи. Так называемое «резкое увеличение масштаба» необходимо, и Велосипедный союз не упускает возможности лишний раз напомнить об этом голландским муниципалитетам.

Большая часть голландских СМИ поддержали эту новость и преподнесли её в правильном формате со всеми тонкостями. Все эти нюансы, к сожалению, растерялись на пути в иностранные статьи. Неверно то, что езда на велосипеде в Голландии превратилась в ад на земле. Не стоит вопрос о широкомасштабности агрессивного поведения на дорогах и езда на велосипеде не стала чем-то чрезвычайно опасным. Самым нелепым заявлением в статье было то, что якобы активная езда горожан на велосипеде вызовет заторы на дорогах. Как контраргумент этому заявлению можно привести предположение о том, что все миллионы велопоездок в день будут совершены на автомобилях. Тогда-то у Голландии были бы настоящие проблемы! Езда на велосипеде — это не проблема, а напротив, средство сделать города удобными для жизни и более здоровыми на многих уровнях.

Некоторые муниципалитеты Голландии должны уделять больше внимания данной проблеме, но есть и определённые сдвиги, на которые стоит обратить внимание. В одном из своих последних проектов транспортной политики, вышедшем в сентябре 2012 г., муниципалитет города Утрехт объявляет велосипед «первостепенным транспортным средством в городе» как один из семи политических принципов. Муниципалитет Амстердама тоже опубликовал свой большой проект инвестирования в велоинфраструктуру, чтобы вывести её на должный уровень. Такая слаженная работа экспертов из разных областей, я уверен, вдохновит другие регионы последовать их примеру. Вызов, который выпал голландским муниципалитетам, будет принят и выполнен. Возможностей для этого в Голландии предостаточно.

Некоторые сообщения кажутся притянутыми за уши. В недавней статье в одном голландском журнале Велосипедный союз ссылается на исследование, которое якобы выясняет, кто становится причиной пробок на велодорожках: «Обычные работники покинули такие городах, как Утрехт, Амстердам и Хертогенбос. На смену им появились мобильные, высокообразованные пары с удвоенными доходами. Социальной группе таких людей необходим велосипед, как часть их стиля жизни. Они так часто меняют место работы, что ищут такое пристанище, от которого они легко могут добраться до многих городов. Многоопытные пары с удвоенным доходом выбирают центральный город как „базовый лагерь“, выезжая из которого, они используют велосипед в комбинации с поездом, копошась по стране в поисках интересной работы и проектов». Должен признаться, что такое объяснение перегруженности велоинфраструктуры, меня совсем не убедило.

Так уж совпало, что я провожу большую часть своего времени как раз в трёх упомянутых выше городах, поэтому могу легко рассказать вам о реальной обстановке в них. Это означает, что на этой неделе у меня есть три видеоматериала для вас. Один демонстрирует час пик в понедельник утром в городе Хертогенбос, другой был отснят в середине дня в Утрехте, а на третьем запечатлено начало вечернего часа пик в Амстердаме. Эти видео подтверждают, что на велодорожках действительно очень много велосипедистов, в некоторых местах в некоторые промежутки времени, но это точно далеко от понятия «ад на земле», к тому же, голландцы уже работают над решением этой проблемы.
Час пик в понедельник утром в городе Хертогенбос (12 ноября, 2012 г., 8:00). Много велосипедистов на улицах, но поведение спокойное у всех участников движения. Большинство составляют дети, которые едут в школу. Естественно, нет никаких «пар с удвоенным доходом».
В среду днём в городе Утрехт (14 ноября, 2012 г., 14:00). Много велосипедистов, но как только загорается зелёный свет, все ожидающие велосипедисты могут пересечь перекрёсток. Во время утренних и вечерних часов пик ситуация может быть иной. Этот перекрёсток, очевидно, недостаточно хорошо спроектирован для велосипедистов.
Очень запруженные велодорожки около амстердамской центральной станции в пятницу днём (30 сентября, 2011 г., 16:00). Велосипедное движение может сильно выиграть, если одна или даже больше автомобильных полос будут отданы велосипедистам или пешеходам. Очевидно, что автомобилистов гораздо меньше, чем велосипедистов или пешеходов, тем не менее, преимущество пока у них. С такими проблемами сейчас приходится справляться муниципалитетам Голландии.
Вам может понравиться