Итак, где первоисточник этих новостей? Ответ на этот вопрос может вас удивить, ведь цитаты заимствованы у голландского Велосипедного союза. Так о чём же здесь речь?
У Велосипедного союза есть несколько задач, некоторые из которых являются противоречивыми. С одной стороны, необходимо пропагандировать велокультуру, рассказывая повсеместно о том, как здорово ездить на велосипеде. Это весело и безопасно! А с другой стороны, необходимо обратить внимание на те моменты, которые (ещё) не до конца отлажены (даже в Голландии) и лоббировать усовершенствования.
В последние годы велодвижение в Нидерландах непредвиденно разрослось. Инвестиции в обе составляющие инфраструктуры: как в развитие велодвижения, так и в установку новых парковок не успевали за этим скачком, по крайней мере, не везде. По этой причине в течение дня велодорожки в некоторых районах с активным движением переполнялись велосипедистами. Ранее я уже приводил
такие примеры. Люди, которые ездят на велосипедах в этих районах, вынуждены снижать скорость и иногда даже дожидаться повторного зелёного сигнала светофора, прежде чем им удастся пересечь перекрёсток, из-за затора на велодорожке. Такая ситуация, к сожалению, помимо всего прочего, ведёт к увеличению числа травм. К тому же, стало очевидным, что недостаёт и велопарковок в центральных частях городов и около железнодорожных станций более крупных городов. Как я уже отмечал ранее, особенно эти проблемы характерны для городов
Утрехт и
Амстердам.
Чтобы успешно разобраться со сложившейся ситуацией, недавно (27-го сентября 2012 г.) был проведён симпозиум в г. Утрехт, на котором эксперты из различных профессиональных областей (дорожное управление, городское планирование, социальные службы и т. д.) обменивались идеями на этот счёт. Итогом этой конференции под названием «Meer Fiets, Meer Ruimte» (Больше велосипедистов — больше пространства) стал вывод о том, что велосипед как средство передвижения настолько важен в Голландии, что он должен занять место первостепенного вида транспорта и даже превалировать над автомобилем, когда речь идёт о городском планировании, а все проекты должны отталкиваться от этой идеи. Так называемое «резкое увеличение масштаба» необходимо, и Велосипедный союз не упускает возможности лишний раз напомнить об этом голландским муниципалитетам.
Большая часть голландских СМИ поддержали эту новость и
преподнесли её в правильном формате со всеми тонкостями. Все эти нюансы, к сожалению, растерялись на пути в иностранные статьи. Неверно то, что езда на велосипеде в Голландии превратилась в ад на земле. Не стоит вопрос о широкомасштабности агрессивного поведения на дорогах и езда на велосипеде не стала чем-то чрезвычайно опасным. Самым нелепым заявлением в статье было то, что якобы активная езда горожан на велосипеде вызовет заторы на дорогах. Как контраргумент этому заявлению можно привести предположение о том, что все миллионы велопоездок в день будут совершены на автомобилях. Тогда-то у Голландии были бы настоящие проблемы! Езда на велосипеде — это не проблема, а напротив, средство сделать города удобными для жизни и более здоровыми на многих уровнях.
Некоторые муниципалитеты Голландии должны уделять больше внимания данной проблеме, но есть и определённые сдвиги, на которые стоит обратить внимание.
В одном из своих последних проектов транспортной политики, вышедшем в сентябре 2012 г.,
муниципалитет города Утрехт объявляет велосипед «первостепенным транспортным средством в городе» как один из семи политических принципов. Муниципалитет Амстердама тоже опубликовал свой большой проект инвестирования в велоинфраструктуру, чтобы вывести её на должный уровень. Такая слаженная работа экспертов из разных областей, я уверен, вдохновит другие регионы последовать их примеру. Вызов, который выпал голландским муниципалитетам, будет принят и выполнен. Возможностей для этого в Голландии предостаточно.
Некоторые сообщения кажутся притянутыми за уши. В
недавней статье в одном голландском журнале Велосипедный союз ссылается на исследование, которое якобы выясняет, кто становится причиной пробок на велодорожках: «Обычные работники покинули такие городах, как Утрехт, Амстердам и Хертогенбос. На смену им появились мобильные, высокообразованные пары с удвоенными доходами. Социальной группе таких людей необходим велосипед, как часть их стиля жизни. Они так часто меняют место работы, что ищут такое пристанище, от которого они легко могут добраться до многих городов. Многоопытные пары с удвоенным доходом выбирают центральный город как „базовый лагерь“, выезжая из которого, они используют велосипед в комбинации с поездом, копошась по стране в поисках интересной работы и проектов». Должен признаться, что такое объяснение перегруженности велоинфраструктуры, меня совсем не убедило.
Так уж совпало, что я провожу большую часть своего времени как раз в трёх упомянутых выше городах, поэтому могу легко рассказать вам о реальной обстановке в них. Это означает, что на этой неделе у меня есть три видеоматериала для вас. Один демонстрирует час пик в понедельник утром в городе Хертогенбос, другой был отснят в середине дня в Утрехте, а на третьем запечатлено начало вечернего часа пик в Амстердаме. Эти видео подтверждают, что на велодорожках действительно очень много велосипедистов, в некоторых местах в некоторые промежутки времени, но это точно далеко от понятия «ад на земле», к тому же, голландцы уже работают над решением этой проблемы.