Let’s bike it!

Критический беспорядок

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Дискуссия

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

comments powered by HyperComments
Поддержать проект
Ронс
2013-01-17 19:22:29
По-моему, нежелание ездить велосипедом в России - это лень и пафос. Лучше пафосно стоять в пробке на авто чем свободно ехать на велике. Или тупо лень попу оторвать от кресла,потому что она уже только в автокресло и поместится,а с велосипедного сидения будет немодно свисать) Кто хочет,тот ездит и в грязь,и в снег, и в дождь и не обращает внимание на мнение других. Купи машину, будь мужиком(мужихой) и стой как все утром,в обед и вечером. А критические массы,это просто крик души.
qwertyui
2014-07-25 13:58:56
1. По поводу «отукда грязь» — окружающие суглинки и супеси + высокая эрозия почвы на полях (следствие мелиорации и нездоровой агротехники). Вместо «жирной» плодородной земли имеем глинистую легкую пыль, которая переносится ветром на большие расстояния и оседает где угодно. А при контакте со влагой раскисает и превращается в грязную кашу. 2. Описанное позиция «Вани» далека от реальной. Скорее нечто такое... В «жидкое» межсезонье на велике тяжело и грязно. Зимой на велике холодно и, опять же, неудобно. Летом — жарко, пот градом... Ребенка на велике отвезти в больницу в непогоду — нафиг-нафиг. Семьей смотаться в Минск — фиг-фиг. С авто вообще нечего сравнивать, это совсем разные классы возможностей и комфорта. Настоящая причина растущей популярности великов — не здоровье, не экология и даже не цена на топливо. Это ПРОБКИ. Именно поэтому мода на велики возвращается первоначально в мегаполисы. Разгрузка транспортных линий нужна. И поэтому пока в городе нет жестких пробок, никто не станет массово отказываться от авто в пользу велика. Максимум — выезжать на покатушки в выходные. Причем велик до точки сбора будет ехать в багажнике))
Barmolit
2013-05-13 16:24:55
Третий год езжу на работу на велосипеде (г. Королёв - м. Смоленская) - 37 км. Мне конечно повезло - 2/3 пути по лесу (Лосиный остров + Сокольники). Очень люблю ездить на велосипеде, поэтому никакие преграды не смогли остановить. Долго боролся с руководством компании за возможность оборудовать за свой счёт в офисе душевую и место для хранения велосипеда. Времени на дорогу уходит больше, чем общественным транспортом (1 ч 50 мин против 1 ч 20 мин); плюс время на принятие душа и приведения себя в порядок. Но всё же меньше, чем на машине по пробкам в час пик (Ярославка почти всегда стоит). Приходится возить с собой одежду (т.к. погодные и дородные условия + большое расстояние не позволяют ездить в офисном прикиде). Никакая внимательность и осторожность не спасёт от опасностей на проезжей части - предпочитаю передвижение по тротуарам (там, где они достаточно широкие и безлюдные). Конечно из-за этого очень падает скорость, но это в центре и не требуется - стараюсь ехать неспешно, чтобы меньше вдыхать "топливно-воздушную смесь" транспортных магистралей. Вобщем сложностей хватает, и конечно до описанных в статье наглядных примеров для Вани еще как до Луны, поэтому очень не скоро народ массово пересядет на велотранспорт. Но всё же шаг за шагом существующие барьеры надо устранять. Верю в победу велодвижения - может и не массовую, но убедительную! P.S. Вы не представляете, какой воздух утром в Лосином острове! И как приятно после работы не лезть в переполненное метро и не просиживать зад в автомобиле, а неспешно прокатиться по центру, включив плеер, и бодро вкрутить по парку!
Ali Shen
2013-04-11 20:06:20
Меня тоже несколько лет назад вдохновил его блог на поездки не только ради удовольствия. Иногда это очень круто, ощущения от того как ты в час пик как нож в масло входишь в пробку. Мне как еще и заядлому автолюбителю этот опыт был очень интересен, не скрою злорадствовал. Пробовал ездить на работу - 11 км от дома. Иногда прямо на стиле, ситибайк, туфли, штаны, пиджак\плащ. Но в какой то момент перестал. Кто бы что не говорил - но такая езда даже в Москве это вызов. Себе, окружающим, погоде, дороге. У нас одни холмы, ты едешь либо в гору либо с горы. Городская планировка не чуть не мешает гулять поистине степным ветрам. И конечно лучшей комбинации ветер из песка в лицо и подъем в гору не придумаешь. Автомобилисты проносятся мимо тебя на ужасающей скорости а качество дорог не бережет ни обода ни задницу. Приезжаешь весь потный насквозь, усталый, пусть и в отличном настроении. Я здоровый парень, но в какой то момент меня попустило, я сел обратно в машину. Можно ли ожидать от женщин, не молодых людей такой активности..? Я по прежнему катаю в удовольствие и по каким то личным делам если не далеко, или плотный трафик и есть настроение. Велосипед не редко в оказывается в сто раз удобнее машины, но заменить ее полноценно увы мне не может.
Korablik
2013-05-18 10:03:54
Я не читал раньше статью, у меня в голове всегда была такая мысль что нужно своим примером показывать как круто можно ехать на байке. Я когда искал себе велик в интернете, сразу знал что это будет Раста байк ))) но нашел Електро Раста байк. В России оказалось дорого и я заказал на Украине Одесса. Заморочился и превез. Теперь я на коне. Вы только представьте если весь кутузовский пр. Пересядит на велики, какая будет красота красок и стилей! Я считаю своими конкурентами на дороге только кабриолеты( и то если бы они были Електромобили))) катайтесь не кому не мешайте Вдохновляйте! Ps. У меня есть машина, самокат ,и Раста байк. И на всем транспорте я перемещаюсь по мере возможности надобности и настроения. Мир всем! DIMAKOR.
Мэри
2013-05-17 21:26:40
я все-таки за велоодежду, всему свое место-она дышит, без грубых швов и т.п. Еще очень довольна велосумкой на багажнике-в отличие от рюкзака ни тяжело, ни жарко, можно аккуратно сложить офисную одежду и многое другое) отсутствие душа в офисе-печально, но спасают влажные салфетки и утренняя свежесть воздуха. 15 км до работы-отличный женский маршрут(мне повезло-преимущественно по паркам: Лосиный остров, ВВЦ, Ботаника)! Мальчики легко одолевают и больше ;) Куча впечатлений, экономия времени и денег на фитнесе, верю в ценность своего вклада в экологию, здоровое потомство, заразительный пример окружающим))) Хотя из практики ни один коллега -знакомый от высказывания желания к делу пока не перешел, велодруга на каждый день не завел... Сильно смущают дикие собаки и высокие бордюры:последнее редкость, но встречаются экземпляры
Александр
2013-02-08 03:08:57
Бррр!!! Ездить на велосипеде в "обычной" одежде? Вообще, это, конечно, возможно. Но подойдёт только для обладателей круизеров или каких-нибудь раста-байков. То есть для тех, кто любит перемещаться со средней скоростью 10-12 км/ч. Ну а если поддерживать ср. скорость в 20-24 км/ч, то: (1) Возрастает нагрузка для кручения педалей. То есть нужна обувь на мягкой, широкой платформе. Скейтерские кроссовки для этих целей подходят прекрасно. А вот обувь на каблуках конечно же нет. На фотках это видно, кстати. У дамы на красном круизере каблук упирается в педаль, но нога занимает неправильное положение. Сустав большого пальца должен находиться примерно над осью педали, а не за ней. Такого же типа фейл у девушки на чёрном круизере. У ней на обуви вообще нет платформы и можно видеть как у неё прогибается нога, когда она поднимается над седлом. Если кататься так каждый день в течении многих лет, то проблемы с суставами гарантируются. (2) Возрастает температура тела. Возрастает потоотделение. И в этом случае необходима правильная одежда. Например, джерси от SKINS (у них специальные материалы с антибактериальным эффектом). Узкие брюки тоже не наденешь. Необходимы как минимум свободные джинсы. В общем, надо пересматривать понятие "обычной" одежды. Потому что она нафиг не нужна. Современные технологии (влагозащита, водозащита, thermal-контроль, антибактериальные ткани и т.д.) используются только в спортивной одежде. А в "обычной" одежде не используется ничего. "Обычная" одежда - это развод, извините, для лохов. См. передачу "Программа на будущее. Мир без одежды". http://www.youtube.com/watch?v=n513EyR4km0 Сами дизайнеры одежды признаются в этом даже. Касательно проблемы грязи на дорогах. Она решается просто и элементарно - установкой нормальных крыльев. Есть крылья типа Bender Fender, Zefal No-Mud. Их можно ставить назад, вперёд, на амортиз. вилки и на жесткие. У меня на велосипеде стоит 4 штуки их. Спереди, на амортиз. вилке, сверху Bender Fender, снизу Zefal No-Mud. Сзади сверху SKS X-Blade, снизу Bender-Fender. Никаких специальных отверстий для этих крыльев не надо. Они крепятся напрямую к раме/вилке, и на подседельный штырь. Ну так вот... После установки этих крыльев Я не испытываю никаких проблем с грязью. Я могу кататься по любому говнищу и всё равно буду идеально чист. Так-то. :D
Александр
2013-02-25 06:55:39
Согласен насчет грязи - это один из самых сильных демотиваторов для обычных людей. При влажной погоде обувь забрызгана будет всегда. На мокром покрытии будет забрызгано все. И ладно бы водой с песком, в Москве это будет именно грязь с добавлением мазута, масла и прочих прелестей. И это с нормальными крыльями, так как без них к забрызгиванию добавятся еще фонтаны грязи в спину и лицо. Более-менее аккуратно можно только по пустым дорогам ездить, остаться чистым в автопотоке не получится.
Дмитрий (калининград)
2013-01-16 22:52:30
Согласен с автором статьи полностью. Во-первых нужна пропаганда велосипеда как возможности пассивного спорта в условиях постоянного "сидения" в машине, на работе в офисе, на диване. Ну и желательно чтоб в каждой конторе были такие "первопроходцы", гладя на которых Ваня тоже, возможно, захочет прокатиться. Для меня пересадка на велосипед была обусловлена следующим: полезно для здоровья, экономия семейного бюджета (до 2-3 тыс. руб. в месяц на бензин), ну и рост осознанности, понимание, что это мой личный маленький вклад в чистоту нашей планеты. Ах да, еще - ощущение свободы и независимости от пробок и четырехколесного "друга".
bpv
2013-01-15 16:01:58
Вот кстати откуда у нас столько грязи на дорогах - до сих пор непонятно. Пересекая границу РФ-Белоруссия в западном направлении, машина медленно очищается, а в Европе совсем становится чистой. Когда едешь обратно машина чистая до границы Белоруссия-РФ, сразу после ее пересечения на стекло начинает налипать грязь...
Tanax
2013-01-15 21:18:44
согласен в относительно грязи. если не сам испачкаешься, то мимо пролетающий автомобиль обольет тебя с ног до головы. откуда она берется на дорогах? с обочин, с газонов... обочины не оборудованы достойно, а по тротуарам и газонам объезжают пробки. забиты или не оборудованы стоки. если идет стройка или ремонт дороги, то глина высыпается прямо на асфальт...и после этого ничего не очищается. как у нас ремонтируют дороги - посмотрите ролик, где профи дорожники топорами разметку стирают на переходе
Сергей Кумов
2013-01-15 14:30:16
Главный враг велосипеда(изации) в нашей стране не отсутствие велопарковок или велопроката, не снег, не дождь и не морозы... Главный враг - ГРЯЗЬ. Круглогодичная грязь на всех дорогах. Очень красивые фото. И не важно, в шортах или в шубах едут девушки и парни на велосипедах. Не важно где они едут. Единственное, что объединяет все эти фото - они едут по чистым дорогам. Которых у нас, УВЫ, нет. Ваня Обыкновенный не увидит "другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук". Я думаю, что бороться и агитировать надо не ЗА велосипед, а ПРОТИВ грязи. Это сложнее, я понимаю. Но все же задумайтесь, правильно ли определена точка приложения Ваших усилий?
Михаил Савченко
2014-06-18 17:56:08
Слишком всё идеализировано как обычно для них и для нас, слишком много всего надо на самом деле чем просто взять да рубануть с плеча по чему-нибудь выделяющемуся, а потом смотреть на последствия своих необдуманных действий и думать какой же я кретин, что вот так вот необдуманно взялся за столь сложное дело - простыми (тривиальными) методами. Реалии таковы, что сейчас лето а на улице холодно, не каждому будет комфортно на велосипеде и не надо говорить про шубы и прочую шелуху , потому что это всё вторично, зрить надо в корень, а чтобы в корень смотреть надо понимать реально суть вещей, допустим если человек сам катал в холодную погоду и знает что это такое не по-наслышке. Зимой одеться тепло и усесться на городской вел это всё равно что быть медведем в цирке на велике. Далеко не уедешь раз, не удобно передвигаться два, твои телодвижения будут скованны там где нужна будет мобильность, да и просто можешь очень быстро вспотеть и где-нибудь стоя на перекрёстке тебя продует и ты заболеешь на следущий день воспалением лёгких, конечно это совершенно не обязательно, но вполне возможно, учитывая что далеко не все люди идеально здоровы, как и вообще просто здоровы. Тут необходимо сопоставлять желаемое с действительным, а иначе будет просто идиотизм на колёсах, шар земной это вам не 15км о которых пишут в статье всякие копенгагены, если делать для масс то и учитывать надо интересы массы, причем с поправками на климатические условия, дорожные и прочее, а иначе ваше детище будет просто мертворождённым.
Derx
2013-01-15 22:26:35
Вот кстати откуда у нас столько грязи на дорогах? В маленьком Хельсинки (600 тыс. человек) уборочной техники в абсолютном соотношении почти в столько же, сколько в пятимиллионном Петербурге, то есть в относительном соотношении почти в 10 раз больше. Есть, конечно, и другие аспекты. Лучшее, на что наткнулся по теме - буклет "Делайте правильно". http://vk.com/delaitepravilno
Олег
2013-01-24 11:21:05
Правильная статья. В моем районе тысячи людей реально могли бы добираться до метро быстрее на велосипеде, чем на общественном транспорте (я уж не говорю о личном); но мне кажется, этот вопрос просто не ставится - так никто не делает/не делал из друзей/знакомых, и просто не принято. Я сам не ездил, пока не увидел, насколько это популярно в Амстердаме, и не понял, что и в моих условиях это уже возможно прямо сейчас, и не требует никакого героизма. Так что вопрос изменения культуры, изменения общественных установок это важно, в том числе и личным примером.
Крестина
2013-05-15 23:20:47
Соглашусь со многими комментаторами: в Москве, если едешь по проезжей части, то песок, ветра и некоторые особо "симпатизирующие" автолюбители представляют реальную опасность и доставляют немало дискомфорта. По тротуарам же ездить не столько медленно, сколько так же небезопасно: многие пешеходы пугаются и "шарахаются" при виде / звуке приближающегося велосипеда, увеличивая тем самым риск столкновения. Кроме того, не все рады велосипедистам, недооценивая их вклад в улучшение экологии города (минимальное, но тем не менее). Лично я езжу на велосипеде уже около 7 лет и на работу, и по личным делам. Не всегда, но очень часто. А когда становится "тесно" в Москве, еду в отпуск в вело-тур по Европе. Красиво, безопасно, отдельные вело-дорожки - идеальный вело-мир. Мечтаю о таком же у нас в России.)
Оранжевая
2013-05-29 11:55:17
А я бы с удовольствием на работу ездила на своём лосике. И жара астраханская (с апреля вплоть до октября), и постоянно дующий ветер с песком, и сумасшедшие маршрутчики, и отсутствие не то что велодорожек, а нормальных автомобильных дорог в городе в целом — всё мне нипочем! Кто хочет — тот справится, и полотенчики, средства гигиены, сменка, влажные салфетки или просто кусочек времени дополнительного для неспешной езды всем нам в помощь. Вот только начальник жутко ругается и не разрешает внутрь офиса велосипед загонять (помещение не позволяет же ж), а замками к забору возле здания его прикреплять боюсь. Постоянно следить за ним не получится физически, украдут если — будет жалко очень. Хоть и недорогой он, не навороченный — а родной ведь, друг колёсный мой.
korostel
2013-01-28 14:42:07
Насчет одежды не вполне согласен. Во-первых, как уже упоминалось выше в каментах, в суровых условиях этой страны, при отсутствии велодорожек и присутствии грязи на дорогах, цивильная одежда быстро придет в негодность. Во-вторых, пусть даже неброская, но правильно подобранная, экипировку, совершенно необходима для круглогодичной и комфортной велоезды круглый год. Переодеться можно и на рабочем месте, благо, время, сэкономленное на пробках, позволяет:) В-третьих, может быть, я ошибаюсь, но почему-то кажется, что как раз таки дорогая, гламурная, яркая велоодежда привлечет внимание не только Вани, но и, скажем, Ксюши, не высовывающей нос в шубке из своей микролитражки. Многие ведь боятся пересесть на вел из-за боязни за свой имидж. А приезд на работу в велокуртке по цене костюма от Армани (перед переодеванием в последний на рабочем месте, если нужно), может успокоить совесть начинающего велосипедиста на гламурной работе. ЗЫ: сам езжу на веле круглогодично как раз таки в обычной, повседневной, одежде ("модную" приобрел совсем недавно и то только для велотусовок:)), но у меня негламурная работа. Поэтому не уверен в своей правоте по сему вопросу, просто имею такое предположение...
Rush
2013-05-11 01:03:04
Все Вы конечно такие умники, но большинство людей работают далеко от дома. От моего дома до работы 47 км. на велосипеде я буду ехать 5 часов, на общественном транспорте больше полутора часа, на машине 50 минут. И таких как я очень много. Второй и пожалуй самой большой проблемой является воровство велосипедов. К своему счастью я обладаю породистым итальянским жеребцом "pinarello cadore", но я не могу оставить его на улице. К сожалению никакие замки и цепи его не удержат, он просто уедет вместе с ними. А переходить на скрипучий и унылый "старт шоссе", нет не желания, не сил! Я катаюсь на велосипеде больше 10 лет, катаюсь быстро. Я не езжю по тротуарам, я еду всегда исключительно только по проезжей части и у меня за эти 10 лет ни разу не было ДТП, и я ни разу не конфликтовал с авто-любителями. Единственный совет который я могу дать, так это уважайте других участников движения и не важно кто это автомобилист, велосипедист или пешеход. Учите правила автомобильного движения и будте внимательны на дороге.
Zhestkiy
2013-01-17 12:49:45
Катаюсь по Москве с этого лета до работы 17км занимает 1 час +-5минут. Должен сказать что на такие расстояния в костюме - это однозначное убийство костюма. Лично я использую простую сменную одежду (шорты, футболка) которые легко переодеть на работе. Нашим людямм вообще не хватает информации о возможностях велосипедов, в общественном сознании они куда медленнее чем на самом деле. А о возможности сэкономить таким образом вообще не знает процентов 90 населения. Люди даже когда видят человека на велосипеде на дороге не особо задумываются что он может не развлекается а едет на работу или по другим делам.
Иван
2013-01-17 15:18:43
Дмитрий, я вот единственный в офисе, кто ездит на велосипеде, начальник - поддерживает, даже похлопотал мне насчет места (угла у стены) на стоянке. Но вот "первопроходцем" я так и не стал, желающих ездить на велосипеде, при нынешних небезопасных условяих на дорогах, не нашлось!