15.04.2014
Велосипедизация Копенгагена — рост или падение?
Копенгаген претендует на звание велосипедной столицы мира: для комфортного перемещения на велосипеде созданы почти все условия, а владение личным автотранспортом постоянно усложняется. Однако в 2008-2010 году количество ежедневных поездок на велосипеде не только перестало рости, но и снизилось. Мы публикуем перевод новой статьи Микаэля Колвилл-Андерсена, в которой он пытается разобраться в том, что произошло.
На первый взгляд цифры, отражающие рост и падение уровня велосипедизации, кажутся малопонятными. Но лишь на первый взгляд.

Начну с того, что в 2009 году, я заключил пари с каждым, кто этого пожелал. Уровень велосипедизации Копенгагена был неизменен многие годы. В 2008 году невероятная глупость снизошла на Данию. Датское агентство по безопасности на дорогах решило расширить круг своих идеологических кампаний, начав популяризацию велошлемов. Они убедили Датскую федерацию велосипедистов поддержать этот вздор. Сегодня Датская федерация велосипедистов остаётся одним из немногих национальных объединений велосипедистов в Европе, поддерживающих пропаганду шлемов.

Итак, мощная эмоциональная пропаганда выплёскивается на улицы Дании в январе 2008. Как это обычно бывает в таких случаях, научные данные практически не использовались. Ничего не ожидавшему населению предложили однобокий взгляд на шлемы, не обратив внимания на какую бы то ни было научную точку зрения. «Культура страха» сильна, если навязывается должным образом. Сегодня в среднем 17% жителей города пользуются шлемами, причём они не подозревают, что являются участниками исследований по компенсации рисков («компенсация риска» — явление, при котором, человек, применяющий специальные средства защиты, чувствует себя более защищённым и идёт на больший риск: едет быстрее и агрессивнее, чем обычно). Если случится ехать рядом с такими велосипедистами — будьте осторожнее.

В 2009 году в своей статье «Велосипедизация гремит по всей планете,… но не в Дании» я предсказал, что суета вокруг пропаганды велошлемов не приведёт к росту велосипедизации несмотря на широкую политическую волю в то время. Я писал так: «Вот вам моё пари. Благодаря интенсивной пропаганде велошлемов в 2008 году доля велосипедистов в Копенгагене не вырастет выше 37%, а упадёт или останется неизменной».

Мне мало кто поверил. И что же в результате произошло?

Количество велосипедистов упало с 37% до 35% к 2010 году. Это довольно много соскочивших с велосипеда людей. Те, чьи действия к этому привели, запятнали себя позором.

Чтобы объяснить падение, обычный человек сказал бы, что причиной послужили морозные зимы, установившиеся в Копенгагене. Поэтому мы сравнили самые разные показатели, включая погодные условия, с такими же показателями в Амстердаме. Амстердам и вся Голландия пережили такие же холодные зимы в тот же период. Количество снега, температуры, и так далее — всё то же самое.

Количество велосипедистов в Амстердаме не снизилось. Их количество осталось неизменным. Меньше людей пользовались велосипедом в период холодов, но общий уровень велосипедизации не изменился.

Мощная эмоциональная пропаганда была прекращена, и, как и ожидалось, количество велосипедистов начало вновь расти. Сегодня 36% людей приезжают на работу или учебу в город на велосипеде, и эта доля неизменна уже несколько лет.

Сегодня отмечается серьёзный рост уровня велосипедизации Копенгагена. Данные Датского политехнического университета говорят о следующем:

  • Средняя длина поездки увеличилась на 1 км в 2012 году
  • Горожане проезжают 2 006 313 километров в день (сравните с 1,3 млн. км в 2012 году)
  • Число поездок на автомобиле снизилось на 12%
  • Число поездок на общественном транспорте с 2007 года выросло с 28% до 32%

Одна из датских газет, которая, по мнению многих, выступает против велосипедистов — Politiken — пытается разобраться, почему произошёл рост в этой статье на датском языке. Они расспрашивают академиков разного толка об их мнении на этот счёт.

Журналисты утверждают, что именно усилия мэрии в сфере улучшения инфраструктуры стали причиной роста. Они даже упоминают среди прочего веломосты в бухте, правда не заметили того факта, что они ещё даже не достроены. Так что не это является причиной. Конечно, проведены определённые улучшения инфраструктуры на некоторых улицах, но никаких особенных улучшений, способных вызвать такой рост не было.

Это очень просто,… если захотеть.
Прямо здесь, во всей своей простоте.

Копенгаген сейчас — это одна огромная стройплощадка. 17 новых станций метро строятся одновременно. В прошлом году наконец-то была завершена работа по созданию сети труб центрального отопления в большей части центра города. В вышеприведённой статье, Федерация велосипедистов к моей радости признаёт, что именно это стало причиной наблюдаемого роста велосипедизации.

Если вы хотите увеличить число поездок на велосипеде и на общественном транспорте, сделайте вождение личного автомобиля головной болью их владельцев. Это единственный путь вперёд, единственный из известных нам способов заставить любителей моторов изменить свои привычки.

Увеличение средней длины пути, проезжаемого на велосипеде и снижение числа поездок на автомобиле — следствие строительного бума, развернувшегося в городе.

Если город хочет поддержать этот уровень велосипедизации, ему следует сохранить этот хаос и облечь в более цивилизованный вид, когда будет завершено строительство метро.

Текущие показатели хороши, но если всё опять завертится вокруг автомобилей после завершения строительства, медовый месяц закончится, это будет внезапно и шокирующе. Запомните мои слова.

Это очень просто, если захотеть.
Не пропагандируйте шлемы.
Усложните вождение для автомобилистов, сделайте его дороже.
Эх.

Homo sapiens в городе всегда найдут самый быстрый способ добраться из точки, А в точку Б, мы называем это АтуБизм. Мы как реки, текущие по самому простому пути. Сделайте такие маршруты для велосипедистов и общественного транспорта и вы на полпути к лучшему будущему.
Вам может понравиться