Когда Джефф Мотч из Сан-Диего, штат Калифорния, поместил велосипед на вывеску своего бара Blind Lady Ale House, он не планировал целенаправленно работать на велосипедную аудиторию. Однако очень быстро клиенты стали спрашивать: «Ну, и в чём связь?»
«У нас сразу появилось много клиентов-велосипедистов, хоть мы и не стремились к этому сознательно, — говорит Мотч. — А когда тебе удаётся завоевать эту небольшую, но сплочённую группу клиентов, слава о тебе разносится очень быстро».
Мотч стал предлагать велосипедистам 10% скидку, и быстро сколотил лояльную аудиторию. По утрам в воскресенье бар служит местом сбора для участников всевозможных велопробегов, да и в остальные дни явно не обделён вниманием велосипедного сообщества. «По пятницам у меня перед баром стабильно запарковано 20−30 велосипедов», — говорит Мотч.
Всё больше американских компаний стремятся заработать на развитии велокультуры. В 2008 году Лига американских велосипедистов (League of American Bicyclists) запустила программу «велодружественного бизнеса» (BFB), разработав критерии, согласно которым участники этой кампании могут претендовать на бронзовый, серебряный или золотой статус. Получить его смогли 480 компаний, от небольших кофеен до крупных корпораций, а подавших заявки, но пока не удовлетворяющих всем требованиям, оказалось ещё больше. «Мы и сами не ожидали такого отклика, признаётся президент Лиги американских велосипедистов Энди Кларк. — Всё больше компаний, включая Facebook, Apple и General Mills, осознают, что велосипедисты способствуют росту их прибылей».
Ресторан при пивоварне Standing Stone Brewery из Ашланда, штат Орегон, участвующий в программе BFB, на собственном опыте ощутил, что даже незначительные инвестиции в велоинфраструктуру окупаются сторицей. «Мы договорились с городскими властями о том, чтобы перепрофилировать автомобильную парковку в велосипедную, и в результате смогли увеличить доходы», — говорит менеджер Дэниэл Амаротико. «Мы оплатили изготовление и установку велопарковки, показав свою лояльность велосообществу и интерес к развитию велокультуры».
Мало того, парковкой, расположенной у входа в ресторан, теперь пользуется большинство велосипедистов, приезжающих по делам в даунтаун. Хозяева Standing Stone также закупили велосипеды для своих сотрудников и финансируют велосипедные мероприятия. «Благодаря этому у нас появилось немало новых клиентов», — говорит Амаротико.
Что качается Мотча, то для него это не только вопрос количества клиентов, но и их качества. «Откликнувшись на запросы велосообщества мы получили именно тех клиентов, о которых всегда мечтали, — говорит он. — Это люди, которые не просто ведут активный образ жизни, но и занимают активную социальную позицию».
Чувство сопричастности даёт новый толчок бизнесу в дружественной по отношению к велосипедистам среде. «Я и не думал, что когда-нибудь уеду из Сан-Франциско, чтобы вернуться в свой родной город. Он всегда казался мне слишком автоцентричным, — говорит Эйприл Экономидес, владелец компании Green Octopus Consulting. — Однако же оказался в числе ещё 25 предприятий, которые в последние три года либо переехали в Лонг-Бич, либо расширили здесь свой бизнес, и всё это благодаря развитию велосипедной инфраструктуры».
Зачастую владельцы компаний объединяют усилия, чтобы сделать свои предприятия ещё более привлекательными для велосипедистов. В 2010 году Экономидес стал свидетелем появления в Лонг-Биче первого вело-дружественного бизнес-района (BFBD) — хозяева местных торговых точек старались привлечь в эту часть города велосипедистов, разрабатывая специально для них особые рекламные кампании и мероприятия. Эта тенденция распространилась далеко за пределы Калифорнии — в том числе на Оквиль, штат Онтарио, и Нью-Йорк.
Работа с акцентом на велосипедистов заодно позволяет решить и такую больную проблему как парковка. Мотч из Blind Lady Ale House одним из первых предложил революционную по тем временам идею, чтобы привлечь побольше народу на ежегодную уличную ярмарку в Сан-Диего — поскольку праковочных мест в непосредственной близости от ярмарки не хватало, автомобилистам предложили оставить машины в другой части города и проделать остаток пути на автобусе-шаттле. При этом парковочные карманы на месте проведения ярмарки предполагалось отдать под велосипеды. Когда Мотч озвучил эти планы, коллеги только покрутили пальцем у виска — они не могли взять в толк, кто и зачем станет использовать эту велопарковку. «Я нашёл пять парковочных мест, оборудовал их, и в день ярмарки там было больше сотни велосипедов», — рассказывает Мотч. Стоит ли говорить, что теперь велостоянка на уличной ярмарке — дело совершенно обычное.
Развитие велоинфраструктуры не только помогает доставить покупателя в точку продаж, но и наоборот — приблизить торговлю к потенциальным потребителям. Так участники программы BFBD в Лонг-Биче имеют доступ к местной службе бесплатного велопроката. Proum Ry, хозяин ресторана Wa Wa Restaurant использовал эту возможность, чтобы наладить службу доставки. «Мне нравятся эти идея с прокатом, говорит он. — Она приносит реальную пользу моей компании — мы развозим на них еду и ездим по делам. А когда у меня мало заказов, я просто еду прокатиться вдоль пляжа!».