Около 100 лет назад автомобильная индустрия провернула ловкий трюк: Она похитила у нас дороги.
Видите ли, в первые годы после появления автомобилей общество следовало «причудливой» идее, что человек, управляющий огромной машиной, не должен упускать из виду других людей вокруг. Затем последовала эпоха серийного производства, появления Ford Model T. Внезапно автомобили заполонили всё вокруг, и к концу 1920-х машины (а если быть точнее, их водители)
убили более 200 тысяч человек.
Общество как будто даже стремилось к более человечным отношениям на дороге. Города призывали к ужесточению правил дорожного движения и к их строгому соблюдению. Автоиндустрия отвечала настойчивой агрессивной пропагандой, замаскированной под кампании по безопасности. Одним из самых удачных проектов было внедрение понятия «неосторожно переходящий улицу пешеход». Этот проект довольно удачно украл у нас право на дорогу. (Вы можете прочитать больше
здесь.)
Это побоище имеет место и сейчас, но мы уже привыкли сваливать вину на жертву аварии. Если не считать тех нескольких секунд, пока горит «зелёный свет», пересечение улицы давно является преступлением. Фактически, мы лишены равного доступа к дорогам, если не хотим или не можем себе позволить иметь машину. Пока же мы имеем инфраструктуру, оптимизированную под потребности личного автотранспорта, и нацию субсидируемых водителей, которые препятствуют субсидированию любых других способов передвижения, а на штрафы за неправильную парковку реагируют так, как будто эти штрафы причиняют им боль. Разумеется, и автомобилисты, и велосипедисты, и пешеходы должны «делиться дорогой», но подумайте, чувствуете ли вы себя равноправными участниками движения, когда едете по водосточной канаве с осколками стекла, тогда как мимо вас проносятся автомобили. Это лукавое понятие «равенства», согласно которому мы лишь притворяемся, что слабые и сильные мира сего имеют равные права и возможности.
(И нет, я не говорю, что машин быть не должно. Послушайте, у меня есть машина. Просто машины они как «белые люди» или Уолл-стрит: их больше не надо ни от кого защищать).
Но всё меняется, верно? Молодежь возвращается обратно в города и требует пригодные для жизни улицы! В городах появляются велопрокаты и велополосы! Каждое воскресенье она перекрывает улицы в вашем районе для организации фермерской ярмарки, и люди с улыбками на лицах возвращаются домой пешком или на велосипеде, чтобы приготовить здоровую органическую растительную пищу, подкрепиться перед очередной успешной рабочей неделей, затыкая тем самым вас за пояс!
Производители автомобилей тоже изменились, не так ли? Конечно изменились. Теперь они все дружелюбны и милы. Нет больше
Генри Форда-антисемита — теперь у нас есть
Билл Форд Младший, спонсор велопроката. Они создают электромобили, «кроссоверы» для больших семей, оснащают их датчиками и камерами, чтобы компенсировать поощряемую годами культуру невнимательности водителей. Ах да, не забывайте о технологических компаниях: Google и Apple собираются сделать автомобильные аварии издержками прошлого, и вскоре все мы будем слоняться без дела в утопическом мире самоуправляемых гольф-каров.
Не дайте себя обмануть. То что запланировали автомобильные компании настолько непорядочно, настолько коварно, настолько научно-фантастически ужасающе, что по сравнению с этим вся эта ерунда с «неосторожным пешеходом» скоро станет восприниматься как пример великодушия:
Они превращают нас в машины.
Да, это правда. Тем не менее они начинают не с пешеходов. Они начинают с велосипедистов. Первый шаг — законы об обязательном ношении велошлемов для взрослых, такие как
законопроект, предложенный в Калифорнии (в который также входят требования о ношении светоотражающей одежды в тёмное время суток). Мы уже пришли к тому, что каждое «происшествие» (полиция всегда называет это «происшествием», водителям дозволено делать осечки в неограниченных количествах) с участием автомобиля и велосипеда — это всегда вина велосипедиста, что отсутствие шлема автоматически означает его виновность. Именно поэтому, где бы вы не прочли о велосипедисте, который был ранен или погиб, в статье всегда скажут про отсутствие шлема, не уделяя внимание тому, что он мог быть здесь абсолютно ни при чём. («Асфальтовый каток наехал на ноги велосипедиста. Состава преступления не найдено. Жертва была без шлема»).
Так зачем делать ношение шлемов обязательным? Для вашей безопасности? Я вас умоляю. Статистика по травмам головы, получаемых велосипедистами, настолько сомнительна, что даже
федеральное правительство было вынуждено прекратить преувеличивать значение велошлемов в соответствии с Законом о достоверности информации. Возможно, вы из тех людей, кто думает, что не носить велошлем равносильно суициду. Может, вы отказываетесь его надевать из-за того, что это испортит причёску. А может быть вы, как и я, не особо переживаете по этому поводу, потому что лысеете, так что надеваете шлем, только когда едете на гоночном велосипеде в специальной экипировке, однако для прогулки по городу в повседневной одежде ездите без него. Штука в том, что у вас есть выбор.