Let’s bike it!

От парковок к велодорожкам: 10 стратегий

Практика

Одно парковочное место у края дороги — это всего 17 квадратных метров городского пространства. Но для тех, кто борется за улучшение велосипедной инфраструктуры, даже небольшие препятствия выглядят довольно серьёзными. Во всём мире удаление парковок с улиц городов — это сложный процесс, который никогда не проходит безболезненно и просто. Тем не менее, многие города смогли построить велодорожки. Мы перевели материал проекта PeopleForBikes, показывающий несколько удачных примеров в Северной Америке и за её пределами.

Чикаго: заблаговременно найдите союзников

Чикаго, Милуоки авеню.

Когда почти все бизнесмены против Вас, каждый сторонник — бесценен. В Чикаго для создания выделенной велодорожки на Милуоки Авеню потребовалось убрать часть парковок, и группа Active Trans нашла владельца ресторана, который выступал в пользу велодорожки. Он, в свою очередь, нашёл двух единомышленников и они втроём рассказали прессе о своей точке зрения, разрушая стереотип «бизнесмены всегда будут против велодорожек».

«В споре между теми кто за велосипеды и против них, мы забываем тот факт, что большинство горожан (как и бизнесменов) не делятся строго на два лагеря, когда мы перемещаемся по городу», — написали они в письме в Sun-Times.

Монреаль: учитывайте не только основные улицы, но и переулки

Монреаль, бульвар Мэзоннёв

Когда говорят об устранении парковок, например, с одной стороны улицы, обычно люди думают: «Это же половина всех парковок!». И говорят: «Вы что, хотите убрать половину парковок с Центральной улицы? Вы с ума сошли!»

Городским властям нельзя сообщать об устранении парковок в таком ключе, т.к. выводы, которые сделают люди, не будут соответствовать действительности. На самом деле важным для людей является количество парковок, находящихся от места, куда они приехали, на расстоянии, которое легко преодолеть пешком.

В 2005 году, когда в Монреале хотели заменить 300 парковочных мест на одну из первых защищённых велодорожек, было проведено исследование каждого парковочного места в двухстах метрах от планируемой велодорожки. Оказалось, что этих мест 11 000! Велосипедную дорожку построили, и она стала одним из элементов, формирующих лицо города.

Сент-Пол: посмотрите на «нехватку парковок» сверху

Сент-Пол, Университетский проспект в районе Вандалия Стрит.

Для многих городов ещё не сделано сколько-нибудь достойных фотографий с воздуха, чтобы люди задумались: им действительно негде парковаться или, может, существующее пространство используется не рационально?

Портленд: покажите альтернативу

Мэр Портленда Чарли Хэйлз (слева) играет в настольный теннис на Третьем северо-западном проспекте.

На протяжении многих лет одним из популярных мест для туристов в Портленде был круглосуточный магазин пончиков, хвост очереди из которого, выходил на улицу к ветшающему кинотеатру для взрослых.

Улица здесь широкая, хватает места для трёх полос, парковки под углом к тротуару с одной стороны и зоны погрузки — с другой. В 2014 году группа местных бизнесменов и городских активистов поняла: трафик на улице настолько мал, что хватило бы за глаза и одной полосы. Прошлой осенью они получили разрешение городских властей на три дня использовать всю парковку и две полосы из трех для создания защищённой велодорожки и огромного открытого пространства с мешками-сиденьями, набитыми соломой, а в течение дня — столами для пинг-понга.

Сотни людей приходили и радовались нововведениям. Одной полосы вполне хватало для потока машин. Магазинчики были заполнены покупателями. Газета The Oregonian назвала это событие «будущим Портленда». Несколько месяцев спустя местный бизнес получил грант на создание постоянной площадки на этом месте, и сейчас работает над планом по перестройке улицы на длительное время.

Сиэтл: запасайтесь данными

Сиэтл отказался от значительной части парковок для автомобилей в этом году в пользу защищенных велодорожек и улучшения автобусного сообщения. За этим последовала новая чувствительная к запросам общества реформа парковочного пространства, которая привела к повышению эффективности его использования. Таблица, составленная Джонатаном Вильямсом, который отвечает за планирование городского транспорта, — хороший пример того, как данные могут быть использованы, чтобы развеять сомнения в обществе.

Франкфурт: требуйте реальную цену
за парковочное пространство на дороге

Во Франкфурте велосипедные дорожки местами в два раза шире,
чем тротуары, что занимает места больше, чем парковки, которые могли бы там быть.

Вот Вам загадка: как город может превратить пустые многоэтажные парковки в центре в велодорожки?

Как показали данные из Сиэтла, внеуличные парковки часто стоят незаполненными, несмотря на огромные деньги, потраченные на их строительство. Почему же? Потому что гораздо проще бросить машину у тротуара! В ответ Франкфурт в 2013 году, как и многие другие города, поднимал цену на парковку на улице до тех пор, пока не стало дешевле парковаться в многоэтажных парковках. В итоге улицы освободились от машин, и, мы уверены, в ближайшее время город найдёт чем занять эти пустые места с пользой для всех жителей.

Утрехт: упростите доступ к гаражам

Съезд с автомагистрали под Утрехтом с разметкой,
помогающей найти путь прямо на перехватывающую парковку.

Нидерланды стали лучшей страной для велосипедистов не потому, что там невозможно водить автомобиль. Напротив, их национальная сеть автомагистралей считается одной и лучших в мире.

Но когда автомагистраль подоходит к городу, созданы все условия, чтобы люди могли оставить машину в гараже и спокойно передвигаться по городу на общественном транспорте, велосипеде или пешком.

«Когда подъезжаешь к Утрехту по автомагистрали, то видишь дорожные знаки: здесь есть перехватывающие парковки со свободными местами», — поясняет Зак Вандеркой, который рассказывает для PeopleForBikes об устройстве велосипедной инфраструктуры в Нидерландах. — Там очень много парковочных мест, и администрация города тратит много денег на то, чтобы никому не пришлось эти места разыскивать».

Сан-Франциско: узнайте мнение ВСЕХ жителей района

Проект по улучшению одной из улиц в Сан-Франциско.

Большая часть связей между муниципальными властями и общественностью по существу является не репрезентативной. Если на публичные слушания не приходят бедные, старые или не говорящие по-английски жители города в должной пропорции от общего числа граждан, то власти города не должны делать вид, что в полной мере защищают интересы всех горожан.

Что же делать городским властям? В одном небогатом районе Сан-Франциско, группа специалистов провела опрос среди местных жителей о том, что бы они хотели видеть на своей улице.

Вероятно, потому что парковки не нужны жителям Сан-Франциско с небольшим доходом, результат опроса был очевиден: больше двух третей жителей сказали, что общественный транспорт, велосипедные и пешеходные зоны должны иметь больший приоритет, чем автомобильные парковки.

Мехико: покажите картину целиком

Идея добавить побольше парковок в городе кажется хорошей. Но, если задуматься, то хорошей она покажется только на первые пару минут. Недавно в Мехико, исследовательская группа ITDP Mexico (Institute for Transportation and Development Policy/Институт транспорта и политики развития) выпустила отличный видео-ролик, снабжённый английскими субтитрами, который предлагает зрителям задуматься и за две минуты подводит к идее того, чего мы хотим на самом деле: «menos cajones, más ciudad» — меньше парковок, больше города.

Ванкувер: стиснуть зубы и ждать

Нашу любимую историю мы оставили напоследок.

В 2013 году в канадском городе Ванкувер в квартале Юнион Стрит предложили добавить защищённые велодорожки, чтобы соединить две крупных велотрассы города велоаллею Аданак и виадук Дунсмюр с сетью велодорожек в центре города.

Добавление велосипедных дорожек потребовало бы удалить нескольких десятков парковочных мест недалеко от Мэйн Стрит. Это вызвало волну протеста со стороны владельцев магазинов и местных жителей. «Нельзя же вот так взять и всё сжечь и растоптать!», — сказал в интервью изданию Vancouver Courier Стив Да Круз, владелец фешенебельного ресторана в центре квартала, где планировали проложить велодорожку.

В итоге город удалил около 20 парковочных мест с Юнион Стрит и построил на их месте защищённую велодорожку, идущую только в западном направлении. В течение следующих трёх месяцев опасения Да Круза подтвердились: прибыль ресторана, по его словам, упала на 30 процентов.

Однако затем произошло то, чего он не ожидал: продажи подскочили. После улучшения велосипедной дорожки гораздо больше людей стало появляться на этой улице. Через год после постройки велодорожки Да Круз в интервью изданию «Бизнес в Ванкувере» заявил, что его ресторан никогда раньше не приносил столько прибыли.

«Мы однозначно выиграли от увеличения трафика на велодорожке», — прокомментировал Да Круз.

«Едешь теперь, а вокруг красота! — говорит Эрин О’Мэлин, исполнительный директор группы велоактивистов HUB. — Велопарковки просто ломились, и после обустройства дорожки пришлось добавить ещё несколько. Да и этих тоже уже не хватает».

Для победы в битве с автопарковками необходимо использовать все доступные инструменты и принимать поддержку каждого союзника. Но нужно помнить, что нет более мощного союзника на этом свете, чем реальность.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект