Let’s bike it!

50 причин сделать улицы удобными для пешеходов

Дискуссия

Всё больше городов стараются сделать городское пространство более удобным для пешеходов — от пешеходных «суперкварталов» Барселоны до защищённых от жары аллей в Дубае — новый доклад Cities Alive: Towards a walking world рассматривает причины изменений, способы уйти от машиноцентричного развития городов, а также проясняет, почему комфорт пешеходов важен.

«Плюсы “пешеходности” взаимосвязаны, — утверждает Джеймс Франциско, градостроительный проектировщик из Arup, компании, выпустившей доклад. — Возможно, вы просто хотите укрепить местный бизнес, за счёт увеличения числа пешеходов. Достижение данной цели повлечёт за собой другие полезные изменения. Вместе с повышением экономической устойчивости вы получите и социальную пользу: если люди гуляют, общаются и взаимодействуют друг с другом вне дома, то их здоровье становится крепче». Единственная реализованная идея может привести к изменению окружающей среды и политической ситуации.

При подготовке доклада были рассмотрены десятки исследований для определения 50 преимуществ городов, комфортных для пешеходов.


Фото: Bernard Osei via Unsplash

1. Увеличивается продолжительность жизни

Отсутствие физической активности находится на четвертом месте среди основных причин смертности в мире; в последние сорок лет в США активность снизилась на 32%, а в Китае — на 45% меньше, чем за два десятилетия. Для людей старше 60 лет непродолжительные прогулки по 15 минут в день снижают риск смерти на 22%.

2. Решаются проблемы с лишним весом

Во время получасовой прогулки человек теряет около 100 калорий. Прогулки пешком на расстояние в 3 км снижают вероятность ожирения на 4,8%.

3. Снижается риск хронических болезней

Регулярные прогулки снижают риск диабета второго типа, болезней сердца и рака кишечника. Неподвижный образ жизни — основная причина хронических заболеваний.

4. Люди становятся счастливее

Если вы ездите на работу на машине, вам нужно зарабатывать на 40% больше тех, кто живёт недалеко от работы, чтобы быть настолько же счастливым. С другой стороны исследователи выяснили, что счастье тех, кто отказался от долгих поездок на автомобиле в пользу пеших прогулок, сравнимо с чувствами, которые испытывает влюблённый. У людей, которые гуляют 8,6 минут в день, на 33% выше вероятность хорошего психического здоровья.

5. Улучшается безопасность на дорогах

Больше 270 тысяч пешеходов погибают каждый год в мире. Снижение скорости и правильное устройство улиц, очевидно, могут снизить риск ДТП. Уменьшение протяжённости пешеходного перехода может снизить смертность на 6%.

6. Возвращается социальный контроль

В то время как некоторые страны ставят на улицах камеры слежения (в Великобритании, например, их около шести миллионов), безопасность на улицах можно было бы обеспечить дешевле — к её повышению ведёт увеличение числа пешеходов.

7. Уменьшается количество преступлений

Уберите с улиц мусор и снизьте максимальную скорость движения — на улицах станет меньше преступности. В одном из районов Канзаса, например, преступность снизилась на 74%, после того как некоторые улицы на выходные стали пешеходными.

8. Районы становятся более живыми

Те же меры, которые стимулируют людей пройтись пешком, вдохновляют их и просто больше времени проводить на улице, что в свою очередь оживляет целые районы.

9. Район становится непохожим на остальные

Прогулки по району вместо поездок на автомобиле помогают жителям почувствовать его уникальность, люди с большей вероятностью захотят о нём заботиться.

10. Стимулируется творчество

Если район дружелюбен к пешеходам, он с большой вероятностью станет домом для художественных мероприятий и событий под открытым небом. Общественные и культурные события могут помочь привлечению людей, которые возможно, раньше и не гуляли по этим местам.

11. Повышается доступность

Не все могут позволить себе машину или умеют ею управлять, но при этом все мы — пешеходы, даже если в основном сидим за рулём автомобиля или ездим в метро. В докладе отмечается, что создание инфраструктуры, удобной для менее мобильных граждан, помогает всем.

12. Укрепляются социальные связи

На пешеходных улицах встречаются и знакомятся люди, которые могли бы не встретиться больше нигде. Широко известное исследование 1960-х годов показывает, что в автомобильных районах жители чаще всего не знают своих соседей.

13. Усиливается чувство общности

Чем чаще люди взаимодействуют друг с другом на улицах, тем сильнее они ощущают себя частью сообщества. Одно из ирландских исследований показывает, что в районах, приспособленных для пешеходов на 80% больше «социального капитала», чем в автомобилезависимых районах.

14. Появляются связи между поколеньями

В Нью-Йорке представители поколения Y (рождённые в 1980-х и 1990-х), на 12% чаще предпочтут пешую прогулку автомобилю. В некоторых районах пожилые люди тоже чаще ходят или используют общественный транспорт. Создание районов, приспособленных для пешеходов, помогает вывести на улицу людей всех возрастов, включая детей.

15. Повышается инклюзивность

Дороги и шоссе физически разделяют и обособляют соседние районы. Правильное устройство улиц делает город доступным для каждого.

16. Стимулируется экономика

Больше пешеходов — больше покупателей: пешеходы могут тратить до 65% больше, чем водители. Увеличивается занятость. В Дублине обновлённая городская среда обеспечила рост занятости на 300%. По статистике, велосипедная и пешеходная инфраструктура возвращает $11,8 на каждый потраченный $1.

17. Развивается местный бизнес

Одну парковку в Бруклине превратили в торговую площадь — продажи там увеличились на 172%. Люди, которые посещают уличные рынки в городе, более расположены к покупкам в магазинах неподалеку. Чем меньше люди ездят на машине, тем больше денег могут потратить там, где живут. В Портленде, где машинами пользуются на 20% реже, чем в среднем по США, жители ежегодно экономят около 1 миллиарда долларов, которые направляются в местный бизнес.

18. Повышается продуктивность и креативность

Ходьба увеличивает творческую активность на 60%. Прогулки улучшают память, продуктивность и помогают принимать лучшие решения. Прогуливаться во время работы также полезно: одно из исследований показывает, что люди чувствуют себя более энергичными, сосредоточенными и вовлеченными после «встреч на ногах».

19. Улучшается бренд города

Создание живых пешеходных городских пространств делает города уникальными, что вызывает у людей желание их посещать. Барселона, которая работает над улучшением общественных и пешеходных пространств с 1980-х, увеличила туристический поток на 335% за 20 лет.

20. Развивается туризм

Прогулочные пространства позволяют почувствовать город, а также делают его интереснее. Когда Трафальгарскую площадь сделали пешеходной, на ней стало в три раза больше посетителей.

21. Привлекается больше инвестиций

Инвестиции в пешеходные пространства привлекают инвестиции в бизнес по соседству. После открытия парка «Хай-Лайн» в Нью-Йорке, бизнес в округе получил примерно 2 миллиарда долларов прямых инвестиций.

22. Привлекается больше профессионалов

Квалифицированные специалисты предпочитают жить в пешеходных районах. Помимо этого, в них гораздо выше ВВП на душу населения и больше выпускников высших учебных заведений.

23. Растёт стоимость земли и собственности

Когда район становится безопаснее, живее и доступнее — растёт и цена недвижимости.

24. Уменьшается количество пустых помещений

В пешеходных районах магазины на первых этажах не пустуют. После расширения пешеходной зоны на Юнион-сквер в Нью-Йорке, объём невостребованных коммерческих площадей упал на 49%.

25. Снижаются экономические потери от заторов на дорогах

Больше пешеходов, меньше пробок — лучше для экономики. В регионе Сан-Франциско из-за пробок бизнес каждый год теряет около двух миллиардов долларов.

26. Экономятся средства на сооружение и содержание дорог

Содержание шоссе и дорог стоит немало (например, чтоб отремонтировать существующую инфраструктуру в США к 2020-му году нужно 3,6 триллиона долларов), тротуары же стоят гораздо меньше. Инвестиции в тротуары, благодаря улучшению здоровья людей и уменьшению выбросов в атмосферу, окупаются больше чем в два раза.

27. Сокращаются расходы на здравоохранение

Отсутствие физической активности приводит к огромным затратам на медицину. США ежегодно тратят 190 миллиардов долларов только на лечение заболеваний, связанных с ожирением.


Фото: Loren Kerns

28. Уменьшается зависимость от невозобновляемых ресурсов

По словам экспертов, нефти в мире осталось на 56 лет; автомобили тратят огромное количество бензина. Пешие прогулки могут даже создавать энергию, если города построят генерирующие электричество тротуары.

29. Снижается использование земли

Велодорожки и тротуары компактнее автомобильных дорог, поэтому людям будет проще жить в густонаселённых районах и пригородах.

30. Снижается загрязнение атмосферы

Только за один день без автомобиля в 2015 году, в некоторых районах Парижа было зафиксировано снижение смога на 40%. В долгосрочной перспективе, создание пешеходных зон сделает воздух чище и уменьшит экологический след городов.

31. Снижается шумовое загрязнение

Меньше машин — меньше шума. В первый день без автомобиля в Париже уровень шума на основных дорогах упал на три децибела. Деревья и кустарники, которые делают улицы более пешеходными, также снижают уровень шума.

32. Улучшается городской микроклимат

Асфальтированные дороги увеличивают нагрев городов, а тенистые аллеи могут остудить их на 5-19 градусов.

33. Улучшается управление дождевой водой

Тротуары из специальных материалов могут накапливать воду во время сильных дождей, снижая вероятность подтопления.

34. Города становятся красивее

Дороги и тротуары — основа городского общественного пространства; например, в Чикаго их площадь достигает 70% от всей площади города. Ландшафтный дизайн, стрит-арт и другие инструменты делают общественное пространство более приятным для пешеходов, чем обычная дорога.

35. Городское пространство используется активнее

Люди чаще посещают парки и скверы, рядом с которыми находятся пешеходные зоны. К примеру, в Копенгагене утроилось количество посетителей парков и скверов с тех пор, как несколько десятков лет назад город стал доступнее для пешеходов.

36. Городское пространство используется эффективнее

При реконструкции улицы становятся более пешеходными и зачастую включают в себя неэффективно используемое пространство, примыкающее к дорогам. Одно из исследований обнаружило в Нью-Йорке около 1130 км неэффективно используемого общественного пространства под мостами и эстакадами.

37. Снижается использование личных автомобилей

Когда в Копенгагене реконструировали главные улицы, пешеходное движение увеличилось на 35% только за первый год. Во многих городах большинство поездок совершается на небольшие расстояния, правильная организация городского пространства позволяет людям предпочесть машине велосипед или пешую прогулку.

38. Повышается привлекательность общественного транспорта

Люди, которые пользуются метро или автобусом, чтобы доехать до работы должны каким-то образом оказаться на остановке. Чем удобнее добираться до остановки, тем чаще человек будет использовать общественный транспорт вместо автомобиля.

39. Улучшается «проходимость»

Создание условий для пешеходов делает города более «проходимыми»: в городах с хорошей пешеходной сетью прогулка может быть удобнее поездки на автомобиле.

40. Преодолеваются барьеры

Пешеходная инфраструктура заново соединяет соседние части города, которые могут быть разъединены существующей инфраструктурой. В Роттердаме с помощью денег, собранных жителями, был построен пешеходный мост, проходящий над загруженным шоссе и старыми железнодорожными путями.

41. Повышается конкурентоспособность городов

Чем больше пешеходов, тем выше уровень жизни. После того, как в Мельбурне центр сделали пешеходным, его население выросло больше, чем в 8 раз. The Economist 5 лет подряд признавал Мельбурн «самым благоприятным для жизни городом в мире».

42. Возрастает политическая поддержка

Мэр испанской Понтеведры перестал ездить на автомобиле в 1999-м. Люди полюбили его: сейчас идёт его пятый мэрский срок.

43. Появляется вовлечённость

Чем больше люди проводят времени в своём районе, тем «роднее» он становится; растёт желание улучшать город в целом. Во многих городах люди активно собирают деньги на общественные проекты.

44. Увеличивается заинтересованность общественности

Каждые 10 минут, на которые увеличивается время поездки от дома до работы, снижают вовлеченность в городские дела на 10%. В Лос-Анджелесе, где жители теряют в пробках по 64 часа в год, правительство прикладывает большие усилия, чтобы превратить малоиспользуемые дороги в пешеходные пространства.

45. Растёт гражданская ответственность

Правильная пешеходная инфраструктура позволяет людям проводить время вместе с другими жителями района, что повышает чувство ответственности. Борец за права пешеходов Peatonito способствовал продвижению в Мехико проекта снижения до нуля смертности на дорогах.

46. Популяризируется экологинчый образ жизни

Согласно канадскому исследованию, если бы люди ездили на автомобиле одним днём в неделю меньше, в атмосферу не выбрасывалось бы ежегодно 3,8 миллиона тонн выхлопных газов. Улучшение пешеходной инфраструктуры позволяет уйти от желания управлять автомобилем. Хоть в докладе об этом не говорится, но действие одного человека может повлиять на мнение других.

47. Город становится отказоустойчивым

Если людям привычно ходить пешком, то сбой в транспортной системе или нехватка бензина не станет большой проблемой, да и к природным бедствиям город будет устойчивее.

48. Восстанавливается городская среда

Пешеходные районы могут стать началом перерождения всего города. Например, в Мадриде реконструкция парка вдоль реки привела к инвестициям в спортивные сооружения, торговые пространства, кафе и восстановление достопримечательностей.

49. Появляются гибкие и быстрые решения проблем

Улица без машин менее требовательна к внедрению инноваций и простых решений, вроде «делай сам».

50. Сохраняется культурное наследие

Создание пешеходных общественных пространств рядом со знаковыми достопримечательностями увеличивает число посетителей и тем самым помогает их сохранить. С началом модернизации Пекина, власти решили сделать старые узкие улицы пешеходными, что привело к росту числа посетителей и сохранению части города, которая могла бы исчезнуть.

comments powered by HyperComments
Поддержать проект