В восьми тысячах километрах на восток Марко те Брёммельстрот, директор Института городского велотранспорта при Университете Амстердама также ездит на работу на велосипеде. Ветер развевает его волосы. «Я принимаю как данность езду на велосипеде без шлема и никогда не задумывался об обратном, — говорит он. — Но это, несомненно, усиливает чувство абсолютной свободы».
В Амстердаме взрослые не носят шлемы для передвижения по городу на велосипеде — они даже не рассматривают такой альтернативы. В шлемах в основном ездят туристы и экспаты, на которых голландцы смотрят с недоумением и даже насмешкой. Они знают, что в их стране езда на велосипеде безопасна: в Нидерландах процент погибших велосипедистов на один километр, преодолённый на велосипеде, самый низкий в мире.
Должны ли велосипедисты ездить по городу в шлемах? И нужен ли отдельный закон о шлемах? Совсем недавно назад Роберт Гудвил, министр транспорта Великобритании, подвергся критике, поскольку призывал велосипедистов ездить в шлемах — при этом министр признал, что сам ездит по Лондону без шлема. Вопрос о шлемах давным-давно положил начало бурной дискуссии, которая вряд ли закончится в ближайшее время. И у сторонников, и у противников есть весомые аргументы.
«Шлемы очень эффективны для предотвращения черепно-мозговых травм, это подтверждают многочисленные исследования, — утверждает Рэнди Сворт из „Американского института по велошлемам и безопасности“. — Есть много медицинских исследований: некоторые из них основаны на данных из реанимаций, другие — на данных с мест ДТП. Также очень важна информация, которая поступает из велоклубов и организаций. Основываясь на собственном опыте, они подтверждают результаты медицинских исследований: шлемы эффективны. Существует множество оценок количества травм и повреждений, которые можно предотвратить с помощью шлема, по моим оценкам это 2/3 всех травм».
Те Брёммельстрот не согласен с таким подходом: «Проблема как раз в том, что исследований не так много, и большинство из них выполнены не вполне качественно с точки зрения методологии». По его мнению, шлем спасает только в нескольких конкретных случаях: «Это случаи, когда велосипедист падает без столкновения с другими участниками движения. Но когда он сталкивается с автомобилем, который едет больше 32 км/ч — шлем ему не поможет».
В США законодательство, регулирующее ношение шлемов, зависит от конкретного штата. В Сиэтле шлемы обязательны уже 12 лет. Во многом причиной введения закона о шлемах стало давление со стороны местных органов здравоохранения. «Закон приняли не потому, что Сиэтл опаснее для велосипедистов, чем другие города, — говорит Кайкер. — Недавно по этому поводу была оживлённая дискуссия из-за опасения, что закон о шлемах негативно скажется на новой программе городского велопроката, но этого не произошло. В результате удалось учесть закон о шлемах в программе. Теперь можно взять в прокат шлем вместе с велосипедом».
«Ответ на вопрос о необходимости шлемов не так прост, как кажется, — говорит Те Брёммельстрот. — Важно понимать, что наличие шлема может иметь и негативные последствия. Шлем не всегда делает езду на велосипеде безопасной. Велосипедисты в шлемах чувствуют себя в безопасности и поэтому совершают гораздо больше рискованных манёвров. Британское исследование показало, что водители при обгоне велосипедиста в шлеме соблюдают гораздо меньшую дистанцию. Если рассматривать вопрос в этом ключе — шлемы могут привести даже к более серьёзным травмам».
То, что наличие шлема может привести к более агрессивному отношению со стороны автомобилистов, по крайней мере в Нидерландах, Те Брёммельстрот знает из собственного опыта. «Я езжу на работу на городском велосипеде без шлема, но по выходным надеваю шлем, потому что езжу на гоночном. В последнем случае я чувствую больше агрессии по отношению к себе. Я вдруг как будто становлюсь частью группы, которая провоцирует раздражение».