15.06.2019
Постройте, и они поедут
В Амстердаме открылась вторая Биеннале велосипедной архитектуры (BAB / Bicycle Architecture Biennale). Эта престижная выставка, придуманная в бюро BYCS, показывает архитектурные проекты, делающие более удобными поездки на велосипедах и ведущие к трансформации сообществ по всему миру. В этом году для биеннале были отобраны 15 проектов из 9 стран мира. Рассказываем о проектах, которые уже реализованы.
Фото обложки: Ma Weiwei
Текст: Владимир Кумов
Велопешеходные связи
Барселона, Испания. Проект: Batlle i Roig
В течение 60 лет пересечение кольцевой дороги B-20 и скоростной автомагистрали B-23 в пригороде Барселоны было барьером для пешеходов и велосипедистов. Благодаря новому обустроенному маршруту у них появилась возможность быстрее и безопаснее преодолевать этот перекрёсток.
Фото: Jordi Surroca and Gael del Rio
Сквозь воду
Провинция Лимбург, Бельгия. Проект: Visit Limburg и Lens°ass architecten
Необычная «утопленная» велодорожка расположена в бельгийской провинции Лимбург. Её длина составляет 212 метров, ширина — 3 метра, а вода находится почти на уровне глаз проезжающих велосипедистов. С момента открытия велосипедная дорожка пользуется большим интересом у туристов. В 2018 году журнал TIME включил её в список World’s 100 Greatest Places.
Фото: Luc Dalemans
На учёбу на велосипеде
Петр, Австралия. Проект: Coniglio Ainsworth Architects
Curtin Bike Hub является ключевым компонентом творческого квартала Университета имени Джона Кертина. Велохаб мотивирует чаще пользоваться велосипедом как удобным и устойчивым видом транспорта для поездок в кампус и из него. Здесь можно помыть или отремонтировать свой велосипед, имеются комнаты и шкафчики для переодевания, а также двухъярусная парковка на 200 велосипедов. На крыше можно отдохнуть или пообщаться, проводятся различные студенческие мероприятия и встречи.
Фото: Dion Robeson
Сквозь деревья
Провинция Лимбург, Бельгия. Проект: Burolandschap
Стальная конструкция около 700 метров длиной и 100 метров в диаметре находится на 272 перекрёстке сети велосипедных маршрутов провинции Лимбург. Она позволяет подняться на велосипеде на высоту до 10 метров, наслаждаясь звуками и запахами Пейнвенского леса. Захватывающий, но безопасный опыт езды среди крон деревьев подойдёт и детям, и пожилым. Подробнее о проекте.
Фото: Toerisme Limburg
Воздушная дорога
Сямынь, Китай. Проект: Dissing+Weitling
Строительство надземной велосипедной дороги протяженностью почти восемь километров было инициировано администрацией китайского Сямыня в целях сокращения количества поездок на автомобилях и снижения нагрузки на улично-дорожную сеть. Над проектом работала датская фирма Dissing + Weitling, которая ранее спроектировала мост Cykelslangen в Копенгагене. «Воздушная дорога» проходит по пяти жилым и трём финансовым районам города. Одиннадцать стыковочных пунктов позволяют пересесть с велосипеда на скоростной автобус BRT, маршрут которого проходит по эстакаде над велодорожкой, ещё два связывают её с метрополитеном. Для удобства пользователей предусмотрено 11 спиральных съездов, избавляющих от необходимости спешиваться, чтобы спуститься или попасть на велодорожку.
Фото: Ma Weiwei
Самая большая велопарковка
Утрех, Нидерланды. Проект: Ector Hoogstad Architecten
Центральный вокзал Утрехта является самым загруженным узлом общественного транспорта в Нидерландах. С недавних пор он претерпевает радикальные изменения, чтобы стать настоящим интермодальным терминалом. Одним из таких изменений является новая трёхуровневая велосипедная парковка площадью 17 тысяч квадратных метров. Помимо удобного доступа к поездам и возможности въезжать и выезжать с парковки не спешиваясь, здесь предусмотрены веломастерская и прокат велосипедов. Уже сейчас 40% пассажиров приезжают на вокзал Утрехта на велосипеде, поэтому голландская ассоциация велосипедистов Fietsersbond считает, что 12,5 тысяч мест на парковке недостаточно и со временем придётся её расширять.

Центральному вокзалу Утрехту удалось опередить станцию Касай в Токио, которая лидировала по количеству парковочных мест для велосипедов.
Фото: Petra Appelhof
Световая дорожка
Окленд, Новая Зеландия. Проект: Monk Mackenzie Architects + Landlab
В новозеландском Окленде реконструировали старое шоссе протяжённостью 600 метров, превратив его в одну из самых красивых велодорожек в мире. Проект получил название Te Ara I Whiti, что переводится с языка маори как «Световая дорожка». Розовое покрытие и 300 светодиодных фонарных столбов, расположенных вдоль велодорожки, превращают её в яркое городское пространство и освещают дорогу велосипедистам.

В 2016 году проект попал в шорт-лист конкурса World Architecture Festival, который является одним из главных ежегодных международных архитектурных событий и считается «Оскаром» архитектурного мира.
Фото: Monk Mackenzie
Безопасность и красота
Раунхайм, Германия. Проект: schneider+schumacher
Элегантный велопешеходный мост Ölhafen перекинут через 70-метровый вход в гавань нефтяного терминала в Раунхайме. На этапе проектирования его расположение рядом с резервуарами для хранения легковоспламеняющихся веществ вызывало беспокойство. С учётом этих обстоятельств было разработано решение, которое не только отвечает всем требованиям безопасности, но и учитывает расположение моста рядом с живописной рекой Майн. Со стороны, обращённой к нефтяному терминалу, мост превращается в изгибающуюся белую стену, с другой стороны открывается, чтобы обеспечить беспрепятственный вид на реку. Если смотреть сверху, сооружение длиной в 170 метров выглядит как волнистая S-образная форма, которая на своём северном конце завершается круглым пандусом — 14-метровой спиралью, построенной из белого бетона.
Фото: Jörg Hempel and Kirsten Bucher
Вам может понравиться