Итоги 2019
Итоги 2019
Фото обложки: Иван Павлов
2019 год — один из немногих в истории проекта Let’s bike it!, когда мы не выкладывали планы. Прошлой зимой, после истории с велопарадом, особо не планировалось, нам предстояло изменить модель своей работы, чтобы проект продолжался. В итоге, уходящий год получился спонтанным и интересным. Рассказываем о ключевых победах и провалах.
Перенос и рост велоконгресса
IV Международный велоконгресс в этом году мы провели в Санкт-Петербурге. Отчасти решение о переезде было связано с конфликтом с Департаментом транспорта Москвы, но в большей степени причиной послужило нарастающее желание сделать наш велоконгресс передвижным. Пока планируем выбирать новый город раз в два года, а между ними возвращаться в Москву.

Участниками IV Международного велоконгресса стали более 700 человек из 89 городов России и 27 стран мира. Приветственное слово участникам велоконгресса направили вице-премьер России Ольга Голодец и заместитель Министра транспорта РФ Алексей Семёнов. В открытии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко, генконсулы Швеции и Нидерландов.

В рамках велоконгресса состоялась конференция «Создание безопасных условий для развития немоторизованных видов передвижения как важное направление повышения устойчивости городских транспортных систем», организованная ОАО «НИИАТ», и круглый стол «О развитии велопромышленности», организованный Министерством промышленности и торговли РФ, а мы впервые вручили премию Urban Cycling Awards за вклад в развитие велокультуры в России.

Также в этом году мы создали архив велоконгресса, где можно найти презентации всех спикеров предыдущих велоконгрессов, ссылки на самые интересные интервью с ними и другие материалы.
Год без Московского Велопарада
Нам так и не удалось согласовать Зимний велопарад в Москве. Отжав все летние велопарады, департамент транспорта несколько месяцев придумывал различные отговорки, чтобы одно из главных событий зимы в Москве тоже не состоялось. Тем не менее, сотни людей 3 февраля поддержали наше предложение и выехали на велопрогулку в центр города, показывая, что зима — не помеха для езды на велосипеде.

3 июня мы организовали празднование Всемирного дня велосипеда в Москве — почти тысяча человек прокатилась по Бульварному кольцу и получила от нас сувениры. Кроме того, в этот день мы начали подсчёты велосипедистов в Москве, а также исследование их поведения. В следующем году продолжим и опубликуем результаты.

В этом же году совместно с «Тинькофф Банком» мы поддержали велопарады в 37 городах России, а общее количество городов, принявших участие в Едином дне велопарадов, перевалило за 100.
На работу на велосипеде
К курируемой нами всероссийской акции «На работу на велосипеде» присоединились около 35 регионов России, а также более 400 компаний. Интерес к велотранспорту со стороны бизнеса в этом году продолжил расти. Однако отсутствие велоинфраструктуры и высокий скоростной режим улиц не позволяют этому интересу трансформироваться в бурный рост количества ежедневных поездок на велосипедах. Компании всё чаще выражают обеспокоенность безопасностью сотрудников, добирающихся в офис на велосипеде, а также участвуют в создании велосипедной инфраструктуры в своём городе.
От мероприятий к кампаниям и лоббизму
В январе мы принимали участие в подготовке поручения вице-премьера Ольги Голодец по вопросам развития велосипедного спорта и туризма, в результате чего в резолюции совещания от 5 февраля 2019 года появился абзац:
«Минтрансу России, Росавтодору, Минстрою России, Минэкономразвития России, Минспорту России, Минкультуры России совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при проектировании и строительстве дорог федерального, регионального и муниципального значения, включая объекты общественного пользования, учитывать возможность строительства пешеходных и велосипедных дорожек для развития велосипедного спорта и туризма»
В августе, перед выборами в Московскую городскую думу, провели большую предвыборную велокампанию — предложили зарегистрированным кандидатам подписать декларацию о намерениях поддерживать развитие велокультуры в случае своего избрания. Из 36 человек, подписавших декларацию, депутатами стали 12 человек. Сейчас мы проводим с ними встречи, дарим книги о велоинфраструктуре и урбанистике, налаживаем взаимодействие.

В декабре мы оценили, как изменится жизнь велосипедистов и пешеходов после запуска Московских центральных диаметров и нанесли на карту все переходы через ж/д. Оказалось, что некоторым районам повезло больше других: будут и городские электрички и удобные пересечения для пешеходов и велосипедистов. Но так будет не везде — во многих местах привычные «настилы» планируют заменить на надземные и подземные переходы с лестницами. Чтобы обратить внимание на эту проблему, вместе с Velonation мы запустили сбор обращений за удобные пересечения.
Международное сотрудничество
В феврале по приглашению мэрии канадского Калгари мы выступили на VII Зимнем велоконгрессе. Здесь же получили международную премию за пропаганду всесезонной езды на велосипедах в номинации Global Leadership. Интересно, что в прошлом в лидерской номинации награждали члена канадского парламента Кэтрин МакКенна и жену премьер-министра Канады Софи Грегуар-Трюдо.

В марте по приглашению мэрии города рассказали о нашем опыте борьбы за удобную и безопасную велоинфраструктуру на форуме «Мобильность будущего» в колумбийском Медельине. В форуме приняли участие руководство города, экс-министр транспорта Чили, министр транспорта Колумбии и другие.

В июне съездили на конференции по велотранспорту Velo-City в Дублине, а за день до неё представляли Россию на закрытой рабочей встрече по обсуждению «Общеевропейского плана развития велодвижения». Этот многостраничный документ с целями и методами развития велотранспорта в начале 2020 года планируют подписать многие европейские страны, в том числе Россия.

В августе мы помогали с подачей заявки на проведение международной конференции по велотуризму EuroVelo в Калининграде, а в декабре выступили инициаторами подачи заявки от Иркутска на проведение X Зимнего велоконгресса в 2022 году. В первом случае нашлись более сильные кандидаты, имеющие возможность показать качественную велотуристическую инфраструктуру, результат второй заявки станет известен в 2020 году.
И многое другое
Мы продолжали переводить и озвучивать документальные видео и статьи, провели большой велоквест, приуроченный к 100-летию компании KLM, читали лекции и выступали на разных мероприятиях, вносили предложения в различные федеральные программы и нормативные документы.

* * *
Спасибо нашим волонтёрам и партнёрам! Спасибо всем, кто поддерживает и вдохновляет! Без вас этот год был бы совсем другим.

С новым годом!
Больше о нашей работе