17.05.2020
Как воспринимаются поездки на работу и работа из дома?
В преддверии всероссийской акции «На работу на велосипеде» публикуем перевод фрагмента исследования, проведённого Университетом Амстердама в марте-апреле 2020 года.
Авторы: Ori Rubin, Anna Nikolaeva, Samuel Nello-Deakin, Marco te Brömmelstroet
Перевод: Владимир Кумов
В результате исключительных мер, принятых многими странами для борьбы с пандемией COVID-19, передвижение миллионов людей было ограничено беспрецедентным образом. Во всём мире людей мотивируют или заставляют работать из дома вместо того, чтобы ездить на работу в офис. Это даёт уникальную возможность исследовать вопросы о важности мобильности в жизни людей, роли личного контакта для работы и важности самой идеи «ходить на работу».
Климатический кризис делает все эти вопросы ещё более важными: развитие более устойчивой транспортной системы потребует от нас сокращения связанных с транспортом выбросов CO2, значительную долю которых составляют поездки на работу (Ferreira et al., 2017). Однако снижение мобильности никогда не было популярной идеей среди политиков (Николаева и др., 2019): до сих пор это в значительной степени рассматривалось как радикальное предложение или даже «табу» (Gössling & Cohen, 2014). Весной 2020 года это «табу» неожиданно было нарушено, что позволило вести более широкую общественную и политическую дискуссию о роли мобильности, и предоставило исследователям возможность изучить, как может выглядеть менее мобильное общество.
Наш онлайн-опрос был проведён через социальные сети на международном уровне среди людей, которые регулярно ездили на работу до пандемии, но во время пандемии (пытаются) работают из дома и вообще не ездят на работу. Ключевой особенностью наших данных является то, что все респонденты потенциально могут работать из дома.
Результаты, которые мы приводим здесь, основаны на 1014 ответах, собранных в период с 31 марта по 27 апреля 2020 года. Опрос является первым из двух этапов этого исследования: в последующих интервью с респондентами мы будем продолжать изучать полученные результаты.
С помощью этого онлайн-опроса мы изучали восприятие и опыт людей, работающих на дому, как альтернативу поездкам на работу. Основные вопросы, которые мы исследовали: что люди видят в качестве основных преимуществ и недостатков работы из дома? Неужели им не хватает поездок на работу? Думают ли они, что они, вероятно, будут работать из дома чаще после того, как нынешние ограничения будут сняты?
Немного менее продуктивная и менее приятная работа, но умеренный позитив по отношению к работе из дома в будущем
Большинство респондентов сообщают о более низкой производительности труда, когда они работают из дома по сравнению с предыдущим годом: 56% сообщают, что сейчас они менее продуктивны, в то время как 43% ответили, что они по крайней мере так же продуктивны, как и раньше. Несколько более высокая доля респондентов (61%) также отметила, что наслаждается работой меньше, чем раньше.
Одна из проблем, с которой сталкиваются люди, работая на дому, — это невозможность встретиться с коллегами. Наши результаты показывают, что контакт лицом к лицу важен не только для «выполнения работы», но и для получения удовольствия от работы в целом: в то время как только 22% считают, что контакт лицом к лицу на работе очень важен для достижения их рабочих задач, 53% считают, что это очень важно для получения удовольствия от работы. Многие респонденты также скорректировали свои взгляды на этот вопрос в результате пандемии: 46% теперь думают, что контакт лицом к лицу более важен для наслаждения работой, чем они думали раньше (в то время как только 9% теперь думают, что это менее важно). Картина становится менее ясной, когда речь заходит об изменениях в восприятии важности личного контакта для выполнения рабочих задач: 24% теперь считают его более важным, но равная доля 24% считает его менее важным. Несмотря на всё это, 45% респондентов сообщают, что они более позитивно оценивают потенциал работы на дому, чем раньше, и только 14% — более негативно.
Изменение мнения респондентов о важности личного контакта на работе для выполнения задач и получения удовольствия от работы по сравнению с периодом до пандемии COVID-19 (%)
Ближе к концу опроса мы предоставили респондентам пространство для дополнительных комментариев или размышлений. Довольно многие прокомментировали, что лучшим решением на самом деле является сочетание работы из дома и выхода на работу, как в этих двух примерах:
«Я надеюсь, что работодатели поймут, что можно работать из дома и быть эффективным. Лучше всего иметь хороший баланс между офисом и работой из дома. Работа из дома на 100% имеет свои недостатки»
«Работа из дома в течение 1 или 2 дней в неделю для меня хороша, это не изменилось, но работать из дома всё время не очень хорошо»
Поездка на работу — это не «убитое время», но большинство автомобилистов не скучают по поездкам на работу
В транспортном планировании время в пути до работы традиционно рассматривается как нечто негативное, что должно быть сведено к минимуму: быстрый и эффективный транспорт остаётся конечной целью планировщиков. В то время как инновации, такие как hyperloop и беспилотные транспортные средства, обещают всё более эффективные и быстрые перемещения, всё больше академических исследований бросают вызов этой перспективе и подчёркивают внутреннюю ценность мобильности (Milakis et al. 2015; Mokhtarian and Salomon, 2001; te Brömmelstroet et al., 2017).
Наш опрос даёт еще одно подтверждение внутренней ценности мобильности: 69% респондентов заявили, что им не хватает хотя бы некоторых аспектов поездок на работу. К основным аспектам, по которым скучают респонденты, относятся активность самой поездки на работу (53%), возможность проводить некоторое время в одиночестве (25%) и чувство независимости (24%).
Однако ответы существенно различаются в зависимости от способа и продолжительности поездок. Автомобилисты меньше всего скучают по поездкам на работу: 55% этой группы вообще не испытывают в них недостатка. Велосипедисты — это группа, которая больше всего скучает по поездкам на работу, в большей или меньшей степени поездок на работу не хватает 91% респондентов. Как и следовало ожидать, ощущение нехватки поездок на работу также уменьшается с увеличением продолжительности поездок.
Воспринимаемое ощущение отсутствия поездок на работу в зависимости от вида передвижения (%)
Воспринимаемое ощущение отсутствия поездок на работу в зависимости от времени поездки (%)
Наш анализ показывает, что после снятия ограничений большинство планирует вернуться к прежнему образу жизни, но часть этого большинства — это большая группа, которая в идеале хотела бы больше работать из дома: 38% предпочтут вернуться к своей прежней рутине (красный), в то время как 18% хотели бы больше работать из дома, но не ожидают, что это будет возможно (оранжевый). 37% наших респондентов предпочтут больше работать из дома (зелёный).
Предполагаемая вероятность того, что после снятия ограничений вы будете больше работать дома (%)
Связь между работой и поездками на работу проявляется в связи между недостатком поездок на работу и намерением работать из дома в будущем. Среди тех, кто вообще не скучает по поездкам на работу, 72% выражают желание больше работать из дома в будущем. Среди тех, кто скучает по поездкам на работу, 69% хотели бы вернуться к своей прежней рабочей рутине.
Воспринимаемая вероятность того, что вы будете больше работать из дома после снятия ограничений, и ощущение отсутствия поездок на работу (%)
Заключение и последующие шаги
Наш анализ показывает некоторые сложные взаимодействия между областями работы, дома и поездок на работу. Понимание этих взаимосвязей может способствовать планированию перехода к низкоуглеродной мобильности, которая мобилизует более широкий общественный консенсус относительно преимуществ и недостатков ограниченной мобильности.
Хотя многие люди приветствуют возможность работать больше из дома, наш опрос показывает, что поездки на работу также имеют внутреннюю ценность. Неизбежно у людей возникают противоречивые желания, которые необходимо уравновешивать: они хотят сэкономить время и иметь возможность работать более гибко, но они также желают личного контакта, находясь на открытом воздухе и проводя (некоторое) время в одиночестве. Однако большинство людей не пропускают длительные поездки на работу, особенно если путешествуют на автомобиле. В целом, наши результаты показывают, что наиболее социально желательным способом уравновешивания этих конкурирующих факторов может быть система, которая позволяет больше добираться на работу на велосипеде и пешком, а также расширить возможности работать из дома (если это возможно).
Конечно, к этой общей картине можно добавить много нюансов: различия между профессиями, автономность работников и необходимость личного контакта на работе должны быть дополнительно изучены на более позднем этапе, поскольку они явно влияют на возможные переходы к низкоуглеродной мобильности. После проведения этого исследовательского опроса в течение следующих месяцев мы планируем углубиться в вопросы, затронутые в опросе, с помощью интервью.
Наконец, следует отметить, что контекст этого исследования весьма необычен, и многие из наших респондентов сталкиваются с огромными проблемами, связанными с беспокойством о своём собственном здоровье и здоровье своих близких, гарантиях занятости и доходах. Помимо работы на дому, Большинство наших респондентов испытывают различную степень социальной дистанцированности и / или изоляции, что, возможно, повлияло на их восприятие работы на дому; это было видно из письменных дополнительных размышлений некоторых респондентов. Поэтому наши результаты следует понимать скорее как начало разговора об организации работы и поездок на работу, а не как твёрдый вывод.
Вам может понравиться