«Результаты исследования подчёркивают важность сохранения и усиления действующих ограничительных мер по вредным выбросам в атмосферу. Это поможет защитить здоровье людей как во время, так и после кризиса COVID-19», — пишут учёные.
«Мы не можем позволить себе выйти из этого кризиса, сохранив прежний уровень загрязнения атмосферы. Восстановление должно быть «зелёным», — говорит Мария Нейра, глава Департамента ВОЗ по общественному здоровью и окружающей среде.
В работе исследователей из Гарварда подчёркивается тесная взаимосвязь между вредными выбросами в окружающую среду и здоровьем людей, а также отмечается, что провал в любом из этих двух направлений работы может остановить рост экономики. Нейра утверждает, что снижение выбросов в атмосферу необходимо рассматривать не просто как пользу для здоровья людей, но и как существенный драйвер экономики. «Если мы вернёмся к прежней модели экономического развития, мы получим одновременно и огромные проблемы со здоровьем, и экономические трудности».
Государства должны учитывать выводы учёных при принятии решения о снятии ограничительных мер. «Нам следует избежать соблазна во имя восстановления экономики вернуться к активному потреблению топлива и массовому использованию автомобилей», — говорит Нейра.
Во многих городах были
разработаны планы, чтобы избежать этого. В Милане, который находится в Ломбардии, самом пострадавшем от эпидемии регионе Италии, планируют выйти из карантина с большим набором возможностей по использованию «чистого» транспорта. «Цель в том, чтобы сдержать распространение вируса, открыв для людей возможности удобного и безвредного для окружающей среды передвижения по городу, — говорит мэр Милана, Джузеппе Сала. — Очень важно, чтобы [снятие карантина] не привело к массовому использованию личных автомобилей и последующему росту загрязнения воздуха».
Для того чтобы снизить использование личных автомобилей, в Милане создадут 35 км новых велополос. В результате передвижение по городу на велосипедах и самокатах станет более доступным. Миланское метро будет работать только на 30% от своей мощности, что должно способствовать социальному дистанцированию. Ожидается, что его пассажиропоток снизится с 1,4 млн до 400 000 человек.
Критически важно, по мнению экспертов, чтобы государства вкладывали ресурсы в создание более здорового и экологически-ответственного общества. «Мир может измениться в одночасье, теперь мы это осознали, — говорит Джина Маккарти. — Мы должны вкладывать средства в создание лучшего будущего и быть готовыми к подобным эпидемиям в дальнейшем».
По мнению Марии Нейра, введенные странами меры по противодействию пандемии COVID-19 нужно использовать для того, чтобы создать более здоровое и экологически-ответственное общество. Такое, которое будет лучше подготовлено к непредвиденным ситуациям.