Let’s bike it!

Как загрязнение воздуха осложняет борьбу с COVID-19

Дискуссия

Между загрязнением воздуха и коронавирусом есть определённая, пока ещё малоизученная связь. Возможно, введение мер по снижению вредных выбросов в атмосферу станет одним из ключевых этапов снятия карантина.

Ясное голубое небо над мегаполисами стало отличительной чертой текущей пандемии. Многие с радостью приветствовали эту перемену, не в последнюю очередь из-за того, что каждый год от заболеваний, связанных с загрязнением воздуха, умирает около 4,2 млн человек по всему миру.

Но когда речь идёт о COVID-19, угрозы нашей дыхательной системе нельзя рассматривать отдельно и независимо друг от друга. Американские учёные собирают доказательства того, что загрязнение воздуха привело к серьёзному осложнению пандемии. Если бы чистый воздух был обыденным явлением, умерло бы меньше людей, предполагают они. Учёные считают, что люди, десятилетиями проживающие в районах с грязным воздухом, более подвержены рискам осложнений, связанных с COVID-19. Более того, частицы, которые содержатся в загрязненном воздухе, могут выполнять роль транспортировщиков вируса.

Новые выводы учёных могут оказать серьёзное влияние на то, как именно государства будут смягчать ограничительные меры в ближайшие месяцы. Исследователи утверждают, что улучшение качества воздуха может сыграть важную роль в преодолении пандемии.

В одном из недавних исследований выяснилось, что в США даже незначительное увеличение жидких и твёрдых частиц в атмосферном воздухе, также известных как мелкодисперсные частицы класса PM2.5, имело огромный негативный эффект. Согласно исследованию учёных Сяо Ву и Рэйчел Нетери из Школы общественного здравоохранения Ц.Ш.Чана университета Гарварда, увеличение «грязных частиц» всего лишь на 1 микрограмм на кубический метр приводило к 15% росту смертей от COVID-19.

Американское Агентство по охране окружающей среды считает безопасным пределом 12 микрограмм мелкодисперсных частиц PM2.5 на кубический метр, в то время как рекомендации ВОЗ в качестве допустимой среднегодовой границы указывают уровень в 10 микрограмм. В некоторых районах Нью-Йорка среднегодовые показатели мелкодисперсных частиц PM2.5 постоянно превышают эту безопасную границу. Исследователи полагают, что это могло повлиять на размах, который эпидемия приобрела в Нью-Йорке, где, по данным на апрель, была зафиксирована самая высокая среди всех штатов смертность.

covid-air1
Исследователи предполагают, что из-за сильной загрязненности воздуха от COVID-19 умерло гораздо больше людей (Getty Images)

«Наши данные вполне очевидно указывают на то, что люди, проживающие в районах с загрязнённой атмосферой, с большей вероятностью умирают от коронавируса», — говорит Аарон Бернштейн, глава Центра по климату, здоровью и окружающей среде университета Гарварда.

В исследовании были изучены показатели 3080 округов США. Люди, которые на протяжении 15-20 лет жили в округах с загрязнённой атмосферой, гораздо чаще умирали от вируса, отмечает Сяо Ву.

Хотя исследованию ещё предстоит пройти независимую оценку экспертов, Ву утверждает, что всё это, вероятно, похоже на уже известную взаимосвязь: риск респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний выше в районах с высоким загрязнением воздуха. Как отмечают в Европейском альянсе общественного здравоохранения, загрязнение воздуха ослабляет иммунную систему, что подрывает способность человека бороться с инфекциями.

«Если бы Манхэттэн снизил уровень содержания грязных частиц в воздухе всего на 1 микрограмм на кубический метр за последние 20 лет, району бы почти наверняка удалось сохранить жизни 248 людям, умершим к этому времени [4 Апреля] от COVID-19», — заключают учёные.

Корреляция между уровнем смертности от коронавируса и загрязненностью атмосферы подтвердилась в исследовании качества воздуха в северных провинциях Италии, Ломбардии и Эмилия-Романья. В Ломбардии было зафиксировано подавляющее число смертей: по состоянию на 26 апреля, из 26 644 умерших по всей Италии 13 325 скончались именно в этот регионе. Регион Эмилия-Романья, в котором умерли 3 386 человек, стал вторым по уровню смертности. Учёные считают, что эти регионы могли стать очагами эпидемии из-за плохого качества воздуха: «высокий уровень загрязнения воздуха в северной Италии следует считать ещё одной причиной высокой смертности в этом регионе».

Исследования, подчёркивающие наличие существенной связи между загрязнением воздуха и смертностью от вирусных заболеваний, публиковались и ранее. В статье 2003 года учёные утверждали, что вероятность умереть у больных с ТОРС (Тяжёлый острый респираторный синдром, Sars), «близким родственником» COVID-19, была на 84% выше, если они жили в регионах с высоким уровнем загрязнения воздуха.

covid-air2
В Италии наиболее сильный удар эпидемии пришёлся на некоторые северные регионы. Итальянские учёные считают, что это может быть связано с низким качеством воздуха. (Getty Images)

«Даже самый незначительный рост загрязнённости воздуха приводит к серьёзному увеличению смертности, — говорит Аарон Бернштайн. — Какой бы город в мире вы ни выбрали, везде вы увидите то же самое: грязный воздух повышает риски осложнений от коронавируса».

Более того, предварительные результаты другого исследования показали, что Sars-CoV-2 (вирус, который вызывает COVID-19) может использовать частицы класса PM10 как транспорт (частицы PM10 — то же самое, что и PM2.5, только немного крупнее). Учёные из нескольких итальянских университетов предполагают, что концентрация вируса может быть выше на частицах загрязнённого воздуха. Но, как и большинству текущих исследований о коронавирусе, этой работе также предстоит пройти серьёзную проверку со стороны экспертного сообщества.

Удар по самым незащищённым

Результаты исследований могут оказать существенное влияние на то, как государства будут снимать ограничительные меры, а чиновники от здравоохранения распределять имеющиеся ресурсы, например, аппараты ИВЛ.

В краткосрочной перспективе государства с загрязнённой атмосферой, где ещё не было крупных вспышек коронавируса, могут прислушаться к выводам учёных и принять превентивные меры. Сяо Ву считает, что «они могли бы принять дополнительные меры предосторожности, например, ввести более жёсткие правила по соблюдению социальной дистанции».

covid-air3
Грязный воздух может привести к осложнению целого ряда респираторных заболеваний, коронавирус — не исключение. (Getty Images)

Исследователи из Гарварда утверждают, что их выводы особенно важны для экономически незащищённых представителей меньшинств, которые, как правило, чаще других вынуждены дышать загрязненным воздухом и, следовательно, более подвержены риску тяжёлых последствий от коронавирусной инфекции.

В исследовании 2018 года отмечается, что воздух, загрязненный потребительской активностью, в первую очередь, белых американцев наносит больше вреда некоторым этническим меньшинствам. Афроамериканцы и испаноговорящие жители США, как правило, вдыхают соответственно на 56% и 63% больше вредных мелкодисперсных частиц PM2.5, чем тот объём, который они производят повседневным потреблением и деятельностью. Это разительно отличается от белых не-испаноговорящих жителей, которые вдыхают на 17% меньше грязного воздуха, чем производят.

«Грязный воздух не оставляет представителям этнических меньшинств, особенно малообеспеченным, шанса победить в схватке с этой пандемией», — говорит Джина Маккарти, президент американского Совета по защите природных ресурсов.

Снятие карантина

После того как в результате введённого карантина в разных странах приостановили работу заводы, а машин на улицах стало существенно меньше, глобальный уровень загрязнения атмосферы кардинально снизился. Согласно Индексу качества воздуха этого года, с момента введения карантина, в городах с исторически высоким уровнем мелкодисперсных частиц в воздухе зафиксировано его серьёзное снижение: на 44% в Ухане, 54% в Сеуле и 60% в Нью-Дели.

covid-air4
В результате введения карантина городские пейзажи преобразились: голубое небо, как на этом снимке из Дели, перестало быть редкостью. (Getty Images)

Однако учёные утверждают, что снижение выбросов вредных веществ — временное явление, и качество воздуха, скорее всего, вновь ухудшится, как только ограничительные меры будут сняты. Они предупреждают, что необходимо максимально снизить уровень вредных выбросов в атмосферу, чтобы минимизировать негативные последствия второй волны эпидемии.

«Результаты исследования подчёркивают важность сохранения и усиления действующих ограничительных мер по вредным выбросам в атмосферу. Это поможет защитить здоровье людей как во время, так и после кризиса COVID-19», — пишут учёные.

«Мы не можем позволить себе выйти из этого кризиса, сохранив прежний уровень загрязнения атмосферы. Восстановление должно быть «зелёным», — говорит Мария Нейра, глава Департамента ВОЗ по общественному здоровью и окружающей среде.

В работе исследователей из Гарварда подчёркивается тесная взаимосвязь между вредными выбросами в окружающую среду и здоровьем людей, а также отмечается, что провал в любом из этих двух направлений работы может остановить рост экономики. Нейра утверждает, что снижение выбросов в атмосферу необходимо рассматривать не просто как пользу для здоровья людей, но и как существенный драйвер экономики. «Если мы вернёмся к прежней модели экономического развития, мы получим одновременно и огромные проблемы со здоровьем, и экономические трудности».

Государства должны учитывать выводы учёных при принятии решения о снятии ограничительных мер. «Нам следует избежать соблазна во имя восстановления экономики вернуться к активному потреблению топлива и массовому использованию автомобилей», — говорит Нейра.

Во многих городах были разработаны планы, чтобы избежать этого. В Милане, который находится в Ломбардии, самом пострадавшем от эпидемии регионе Италии, планируют выйти из карантина с большим набором возможностей по использованию «чистого» транспорта. «Цель в том, чтобы сдержать распространение вируса, открыв для людей возможности удобного и безвредного для окружающей среды передвижения по городу, — говорит мэр Милана, Джузеппе Сала. — Очень важно, чтобы [снятие карантина] не привело к массовому использованию личных автомобилей и последующему росту загрязнения воздуха».

Для того чтобы снизить использование личных автомобилей, в Милане создадут 35 км новых велополос. В результате передвижение по городу на велосипедах и самокатах станет более доступным. Миланское метро будет работать только на 30% от своей мощности, что должно способствовать социальному дистанцированию. Ожидается, что его пассажиропоток снизится с 1,4 млн до 400 000 человек.

Критически важно, по мнению экспертов, чтобы государства вкладывали ресурсы в создание более здорового и экологически-ответственного общества. «Мир может измениться в одночасье, теперь мы это осознали, — говорит Джина Маккарти. — Мы должны вкладывать средства в создание лучшего будущего и быть готовыми к подобным эпидемиям в дальнейшем».

По мнению Марии Нейра, введенные странами меры по противодействию пандемии COVID-19 нужно использовать для того, чтобы создать более здоровое и экологически-ответственное общество. Такое, которое будет лучше подготовлено к непредвиденным ситуациям.


yPan6kw66eE

comments powered by HyperComments
Поддержать проект