МЦД «Дмитровская»: проект перехода

Переход через пути должен быть не только безопасным, но и удобным.
Текущая ситуация
Переход через ж/д пути в районе планируемой станции МЦД-1 «Дмитровская» — один из самых популярных в Москве. Его востребованность подтверждается натурными исследованиями: в часы пик здесь переходит более 4000 человек в час, и даже зимой проезжают велосипедисты, не говоря уже о родителях с колясками. После сдачи новой башни комплекса «Савёловский Сити» и ЖК «Шереметьевский», нагрузка на переход возрастёт ещё больше.
Более 4 тысяч человек в час проходят по переходу, где планируется построить станцию МЦД-1 «Дмитровская» с многоуровневым надземным переходом.
В рамках развития Московских центральных диаметров здесь планируют построить новую станцию маршрута МЦД-1 «Белорусско-Савёловский». На ней будет будет пересадка на станцию МЦД-2 «Дмитровская», которую обещали перенести ближе.

Несмотря на то, что на сайте МЦД написано, что станцию строят, а на месте идут какие-то работы, официальный утверждённый проект станции и перехода через ж/д пути пока не опубликовали. Можно предположить, что эта станция будет похожа на остальные.

Типичный переход и станция МЦК/МЦД сейчас — это массиваная конструкция в несколько этажей.
Если существующий переход «настил» заменить на гигантский надземный переход, люди будут терять 5 минут в пути до и от метро «Дмитровская». Если считать, что обычный человек, живущий или работающий в «Савёловском Сити», проходит здесь 2 раза в день, 5 дней в неделю — получится почти двое суток в год. Это значит, что тысячи сотрудников офисов и жителей района будут терять 2 дня в году только на то, чтобы подняться и спуститься по новому переходу.

Учитывая большой поток велосипедистов и родителей с колясками, можно предположить, что к лифтам будут очереди. У лифтов есть и другие минусы.

Кроме того, громоздкий надземный переход (конкорс) может полностью «задавить» архитектуру соседнего дизайн-завода Flacon и «Хлебозавода».

Московские центральные диаметры — нужный проект для города, но он не должен ломать имеющиеся межрайонные связи и усложнять жизнь горожан, которые не пользуются городскими электричками. Востребованным переходам через ж/д пути нужны уникальные решения, которые учитывают особенности района, интересы местных жителей и бизнеса.
Что мы предлагаем
Задача: Создать безопасное и комфортное пересечение железной дороги, доступное для всех пешеходов и людей, которые используют средства индивидуальной мобильности.

Наше предложение — обустроить подземный тоннель с пологим спуском, удобным для велосипедистов и маломобильных горожан. При том, что мы предлагаем сделать проект «по-европейски», он учитывает существующие ГОСТы и СП, а саму возможность построить тоннель подтверждает информация из имеющихся проектных решений. На автомобильное движение у офисного центра «Савёловский Сити» этот проект не повлияет.

В предлагаемом тоннеле предусмотрен тротуар шириной 6 метров и велодорожка шириной 3 метра.
← Метро «Дмитровская»
БЦ/ЖК «Савёловский Сити» →
Станция МЦД-1 «Дмитровская»
Вестибюль станции МЦД «Дмитровская» предлагается расположить под землёй с подходами через тоннель. Дополнительные лестничные сходы обеспечат кратчайший путь к вестибюлю по основным пешеходным направлениям — от БЦ/ЖК «Савёловский Сити» или метро «Дмитровская».
Вид из тоннеля на «Хлебозавод».
Благоустройство территории
Территорию перед станцией предлагается благоустроить. Здесь может быть создана общественная зона с прудом или сквером, комфортными местами для отдыха и озеленением, которого не хватает жителям района.

Сходы в тоннель также предлагаются сделать визуально комфортными для пешеходов с созданием террасного озеленения и использования современных натуральных материалов отделки.
Вид на тоннель с ул. Новодмитровская.
Преимущества проекта
Безопасность
Безопасное пересечение ж/д путей — возможность перейти без риска для жизни, поезда могут ехать не притормаживая.
Удобство
Пологие спуски без лишних ступенек делают переход удобным для пенсионеров, родителей с колясками и маломобильных горожан.
Время
Удобный подземный переход позволит тысячам людей экономить до 2 суток в год.
Здоровье
Не надо нажимать на кнопки лифта и прикасаться к перилам, поэтому меньше вероятность заражения вирусами.
Озеленение
Проект предлагает создание зоны отдыха с деревьями, которых очень не хватает в районе.
Мотивация
Комфортные условия мотивируют людей чаще выбирать альтернативные виды передвижения, например, велосипеды.
F.A.Q.
Хочу, чтобы проект был реализован, что делать?
Точного ответа на этот вопрос у нас нет, но вот ряд действий, которые точно помогут приблизиться к реализации:

Подпишите обращение к мэру Москвы Сергею Собянину.

Помогите жителям района узнать о возможности строительства более удобной альтернативы надземному переходу

  1. Расскажите об этом проекте знакомым из района и в своих социальных сетях.
  2. Расскажите об инициативе знакомым журналистам — предложите сделать материал, взять комментарии у местных жителей, которые будут пользоваться переходом, и представителей бизнеса, работающих в районе.

Напишите официальные обращения

  1. Напишите обращение в электронную приёмную Правительства Москвы (Москомархитектура, Департамент строительства, Департамент транспорта) — попросите рассмотреть возможность строительства станции и перехода по предложенному проекту — пример письма.
  2. Напишите обращение в управу района «Бутырский» и в префектуру САОпример письма.
  3. Напишите в виртуальную приёмную РЖД.

Кто ещё может помочь

  1. Напишите обращение Максиму Круглову, депутату Московской городской думы (районы Алексеевский, Бутырский, Марьина роща, Останкинский, Ростокино) — попросите поддержать проект.
  2. Напишите муниципальным депутатам района Бутырский — предложите поддержать проект публично и/или письмом от совета депутатов в мэрию.
  3. Напишите сообщение в форму обратной связи MR Group и на электронную почту ПИК — попросите поддержать проект. Им выгодно, чтобы район был удобным, а расстояние до метро минимальным, кроме того, обе компании заявляют о поддержке устойчивого развития и комфортной городской среды.
    Подземный переход дороже надземного, вы это учитываете?
    Да, это так. Но эти расходы окупятся. Вот несколько встречных аргументов:

    1. Через прикосновения к кнопкам/поручням передаются вирусы. Из-за этого сейчас в транспорте Москвы отключены кнопки открывания дверей. Вопрос: сколько стоит здоровье жителей целого района? Лифтами пользуются помимо курьеров наиболее подверженные вирусам люди: пенсионеры, мамы с колясками.
    2. Во всём мире давно считают потери экономики из-за транспортных задержек. Здесь каждый человек, который ходит к метро, будет терять около 5 минут в одну сторону. Это почти 2 суток в год. Если умножить на всех работников/жителей района, получатся колоссальные временные затраты только на хождение по лестницам.
    3. Службы доставки тоже проиграют, т.к. курьерам придётся заталкивать свои велосипеды в лифты. Представляете, что это значит для трёхколёсных велосипедов «Кухни на районе».
    Кто делал проект? Есть ли там возможность сделать подземный переход?
    Проект делали люди с архитектурным образованием, которые профессионально проектируют улицы и транспортные потоки. Для проекта были взяты данные из документов РЖД и Правительства Москвы, в которых указывается, что техническая возможность «прокола» имеется.
    Это финальный проект?
    Нет. Это эскизный проект, требующий доработки деталей. Цель его публикации — показать возможность альтернативы неудобным и громоздким надземным переходам, реализуемым в данный момент в городе. Кроме того, мы считаем важным привлечь внимание к необходимости реализации подобных проектов с проведением общественных слушаний и учётом мнения жителей и бизнеса, расположенного в районе.

    Мы открыты к комментариям и будем рады доработать проект вместе с соседями.

    Обсудить предлагаемый проект можно в телеграм-чате. Если у вас есть вопросы или предложения, напишите нам на hero.on.bike@gmail.com.
    Мнения экспертов
    Иностранный опыт
    На официальных информационных ресурсах МЦД часто приводится успешный опыт подобных зарубежных проектов: S-Bahn в Берлине, RER в Париже, Overground в Лондоне. Однако во всех этих городах пересечения маршрутов пешеходов и велосипедистов с ж/д путями обустроены в разных уровнях и не требуют подъёма и спуска по лестницам. Велосипедисты могут преодолеть их, не спешиваясь. Маломобильные граждане, люди с тяжелыми грузами, с детьми и так далее не испытывают там никаких затруднений.
    Предлагаемый проект перехода и станции МЦД «Дмитровская» вдохновлён недавно открытым переходом на станции Bilthoven в Нидерландах.
    Хельсинки
    В ближайшее время начнётся строительство подземного велопешеходного тоннеля под путями центрального вокзала. Стоимость тоннеля, протяжённость которого значительно превышает протяжённость тоннеля на «Дмитровской» составит 23 млн евро (1,8 млрд рублей). Ожидаемый поток — 4-5 тысяч человек в день. На «Дмитровской» уже сейчас через железнодорожные пути переходят 4 тысячи человек в час.
    Утрехт
    Утрехт (Нидерланды) планирует построить новый район на пару тысяч жителей рядом с жд-станцией. Как и Бутырский район, где проживают десятки тысяч жителей, планируемый район в Утрехте окружён железными и автомобильными дорогами. Чтобы жителям было удобнее добираться в центр, под железной дорогой сделают тоннель для велосипедистов.
    Обсудить предлагаемый проект можно в телеграм-чате
    Если у вас есть вопросы или предложения, напишите нам на hero.on.bike@gmail.com