Бюджет Москвы
Снова без денег на велосипедную инфраструктуру?
В ближайшее время депутаты Мосгордумы будут утверждать бюджет города на следующий год. Как и прежде, в нём нет отдельной статьи расходов на велоинфраструктуру. Отдельно указан только относительно небольшой бюджет на развитие системы велопроката «Велобайк». В то же время, по автомобильным дорогам бюджет расписан довольно подробно: на их ремонт и строительство ежегодно тратятся миллиарды рублей.

Мы предлагаем обратиться к депутатам Мосгордумы с предложением прописать в бюджете конкретные средства на развитие велотранспортной инфраструктуры.
Кто платит за дороги и сколько на них тратится
В 2022 году на автомобильные дороги в бюджете Москвы было заложено около 360 млрд рублей: 200 млрд на строительство и 160 млрд на ремонт и содержание уже существующей дорожной сети. Существует мнение, что эти расходы покрываются налогами, которые платят автомобилисты. Мы посмотрели бюджет на сайте budget.mos.ru и, для упрощения подсчётов, округлили все доходы в большую сторону.
Очевидно, что автомобилисты не покрывают даже половину расходов на дорожное строительство. Большая часть этих расходов берётся из бюджета города, который на 44,9% формируется из НДФЛ и на 32,3% из налога на доход организаций. То есть, все москвичи платят за строительство дорогостоящих хорд и развязок, даже если передвигаются на велосипеде или общественном транспорте.

При этом, всего 2% от бюджета на автомобильные дороги хватило бы, чтобы построить в Москве более 500 км обособленных велосипедных дорог или несколько тысяч километров велополос.
Как отправить обращение
Обращение можно отправить через Интернет-приёмную Мосгордумы. Это несложно. Необходимо указать ФИО, а также адрес электронной почты, на которую в течение 30 дней должен прийти ответ. Также нужно указать улицу и номер дома. Полный адрес указывать не обязательно.

Если вы ещё не знаете имя депутата от вашего избирательного округа, воспользуйтесь картой на сайте Мосгордумы. Достаточно просто ввести улицу и номер дома.
Что писать
Вы можете использовать предложенный нами текст, изменить его и добавить информацию про свой район, либо написать обращение самостоятельно.
Примерный текст обращения
Уважаемый/ая …,

В ближайшее время Московская городская дума будет утверждать бюджет на 2024 год. Как и в прошлые годы, в нём отсутствует отдельная статья расходов, связанная с развитием велотранспортной инфраструктуры в Москве.

Правительство Москвы не раз заявляло о своём намерении развивать велотранспортную инфраструктуру. Согласно 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» создание условий для движения велосипедистов является одним из основных принципов организации дорожного движения в РФ (Глава 2, п.5). Вместе с тем, в нашем городе фактически отсутствуют финансовые инструменты для соблюдения этого принципа. Из года в год в бюджет закладываются лишь деньги на поддержание и развитие сети городского проката «Велобайк». Средства на строительство удобных и безопасных велодорожек целенаправленно не выделяются. Создание велотранспортной инфраструктуры, как правило, осуществляется факультативно и финансируется из средств, выделяемых на благоустройство.

С каждым годом эта проблема даёт о себе знать всё сильнее. Уже совершенно очевидно, что развитие московской велоинфраструктуры не поспевает за увеличением числа велокурьеров, работающих в службах доставки, расширением парка велосипедов «Велобайк» и электрических самокатов, принадлежащих сервисам аренды. Самокаты и велосипеды на тротуарах давно стали «горячей» темой, обсуждение которой регулярно выплескивается в социальные сети и СМИ.

Вместе с тем, развитие велотранспорта и средств индивидуальной мобильности является признанным во всем мире средством борьбы с изменением климата и преждевременными смертями, вызванными загрязнением воздуха и летальными ДТП. В Москве и многих других городах России службы доставки делают значительный вклад в местную экономику и способствуют повышению качества жизни наших граждан.

Есть только один цивилизованный способ получить все преимущества велотранспорта, не подвергая при этом в риск пешеходов, — развитие сети велодорожек в масштабах всего города. Исследование, проведённое проектом Let's bike it! в 2021 году, показало, что даже так называемые временные велополосы, не обеспечивающие полное разделение велосипедного и автомобильного потока, сокращают количество велосипедов и СИМ на тротуарах в 2−3 раза. Появление качественной велосипедной инфраструктуры в капитальном исполнении позволит снизить их количество более существенно и будет способствовать как росту числа велосипедных поездок, так и повышению комфорта и безопасности пешеходов.

ООН рекомендует тратить на развитие вело-пешеходной инфраструктуры не менее 20% транспортных бюджетов. Я считаю, что Москва имеет значительный потенциал для развития велотранспорта даже при значительно меньших инвестициях — об этом говорит постоянный рост числа поездок на городском проекте «Велобайк», успех служб доставки, количество велосипедистов на улицах в любое время года. Однако без финансового стимулирования мы не сможем добиться в этом вопросе существенного прогресса.

В связи с этим прошу вас внести в проект бюджета Москвы на 2024 год поправку, предполагающую выделение средств на развитие велотранспорта в размере не менее 2% транспортного бюджета.

Примерный текст обращения (короче)
Уважаемый/ая …,

В ближайшее время Вам предстоит утвердить бюджет Москвы на 2024 год. К сожалению, в предложенном бюджете вновь отсутствует отдельная статья расходов на развитие велотранспортной инфраструктуры, что противоречит Федеральному закону №443-ФЗ (Глава 2, п.5).

Этот пробел в бюджете не только не соответствует федеральному закону, но и создаёт реальные проблемы на улицах нашего города. Недостаток инфраструктуры и стремительный рост числа пользователей велосипедного транспорта и средств индивидуальной мобильности приводит к увеличению количества конфликтов на тротуарах, а также создаёт дополнительные риски для пешеходов.

Исследование, проведенное проектом Let's bike it! в 2021 году, подтверждает, что даже временные велополосы сокращают количество велосипедов на тротуарах в 2–3 раза. Это показывает, что инвестиции в велотранспортную инфраструктуру являются не только экологически целесообразными, но и способствуют безопасности на улицах.

ООН рекомендует выделять не менее 20% транспортного бюджета на развитие вело-пешеходной инфраструктуры. Понимая, что полное соответствие этой рекомендации может быть сложным, предлагаю начать с выделения не менее 2% транспортного бюджета на развитие велотранспорта.

С учётом вышеизложенного, прошу Вас рассмотреть возможность внесения соответствующей поправки в бюджет на 2024 год.
В конце текста укажите своё имя и фамилию. Также можно указать, жителем какого округа вы являетесь — если вы пишете дептутату своего округа, это придаст обращению вес.
Инициаторы