Региональные нормы градостроительного проектирования
Что с ними не так, и как менять
В России строительство и реконструкция городов регламентируются рядом документов, среди них нормы градостроительного проектирования: региональные (РНГП) и местные (МНГП). Вторые не могут противоречить первым. Нормативы содержат самую разную информацию: от количества автопарковок в жилом доме, до максимальной удалённости автобусной остановки для каждого жителя.

Хотя велосипедная инфраструктура может создаваться и без упоминания в этих нормативах, такой подход нельзя считать устойчивым. Опыт ряда городов России показывает, что без нормативов вопрос создания велосипедной инфраструктуры подвержен влиянию непредсказуемых факторов: смена администрации или настроений внутри неё, протесты автомобилистов и т. д. Самый яркий пример — история велосипедизации Москвы.
Провал велосипедизации Москвы
РНГП Москвы никак не нормируют велосипедную инфраструктуру.

В 2014 году при участии специалистов из Европы в городе была написана Концепция развития велосипедного движения до 2020 года. Предполагалось, что к этому году протяжённость велодорог составит 700 км, однако к 2016 году планы были заморожены.

Вновь велосипедная инфраструктура начала появляться на улицах города только в 2020 году — в виде временных велополос. Поводом послужила пандемия и мировой тренд на обустройство велосипедной инфраструктуры в качестве альтернативы общественному транспорту.

Подробное описание концепции до сих пор доступно на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Историю взлёта и провала велосипедизации Москвы по годам в 2019 году вспомнила Афиша.Daily.
Поручение Президента
10 октября 2019 года, по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, Владимир Путин поручил высшим должностным лицам субъектов РФ внести изменения в нормативы градостроительного проектирования (РНГП).
Спустя два года мы изучили РНГП всех 85 регионов России, чтобы узнать, насколько подробно в них расписаны требования по созданию велосипедной инфраструктуры. Мы оценили наличие и качество нормативов по велодорогам, а также нормативы для мест хранения велосипедов, так как их наличие является одним из ключевых факторов использования велосипедов для регулярных поездок.
Как оценивали
Для простоты оценки, каждую категорию (велодороги и велопарковки) мы оценили от 0 до 2 баллов, где:
  • 0 — полное отсутствие упоминаний велодорог (велопарковок);
  • 1 — нормативы содержат упоминания или технические параметры, но носят рекомендательный или допускающий характер;
  • 2 — указаны минимальные допустимые значения протяжённости велодорог (количества велопарковок).
То есть, чтобы получить самую высокую оценку (4 балла), региональные градостроительные нормативы должны содержать требования по минимальной допустимой протяжённости велодорог (2 балла) и минимальному допустимому количеству велосипедных парковок (2 балла).
~
Лучшие и худшие регионы
Максимальные 4 балла не набрал ни один регион.

Только 8 регионов набрали по 3 балла. При этом Воронежская, Кировская, Московская и Нижегородская области, Ставропольский край и Ямало-Ненецкий автономный округ получили максимальный балл за нормативы по велосипедным парковкам, а Волгоградская и Новосибирская области — за нормативы по велодорогам.

22 региона получили по 2 балла. Среди них выделяются Пензенская область и Санкт-Петербург, где подробно прописаны требования к велодорогам (по 2 балла), но никак не регулируется вопрос хранения велосипедов (0 баллов).

21 регион получил по 1 баллу. В них есть упоминание либо велосипедных парковок, либо велосипедных дорог.

Москва получила 0 баллов, несмотря на имеющееся упоминание:
Объекты велотранспорта размещаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчётные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектами велотранспорта и их территориальной доступности для населения не нормируются.

В региональных градостроительных нормативах 30 регионов России велотранспортная инфраструктура до сих пор не упоминается.

У 3 регионов — Пермского края, Ленинградской и Томской областей — мы не смогли найти в открытых источниках действующие версии РНГП. Запросы о предоставлении документов направлены в администрации регионов.
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Владимирская область
  • Еврейская автономная область
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкарская республика
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская республика
  • Магаданская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Приморский край
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Мордовия
  • Республика Северная Осетия — Алания
  • Республика Хакасия
  • Ростовская область
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Тульская область
  • Удмуртская республика
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Ярославская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Липецкая область
  • Новгородская область
  • Омская область
  • Псковская область
  • Республика Адыгея
  • Республика Бурятия
  • Республика Ингушетия
  • Республика Карелия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Татарстан
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Севастополь
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Алтайский край
  • Брянская область
  • Вологодская область
  • Забайкальский край
  • Кемеровская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Курская область
  • Мурманская область
  • Пензенская область
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Марий Эл
  • Республика Тыва
  • Рязанская область
  • Санкт-Петербург
  • Смоленская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Челябинская область
  • Чукотский автономный округ
Ниже мы более подробно разбираем нормативы регионов.

Если не хотите в этом разбираться, посмотрите предлагаемые нами правки и отправьте обращение руководителю вашего региона с просьбой внести их в нормативы вашего региона.
Детальный разбор
Ниже показана ситуация с нормативами отдельно по велосипедным дорогам и велосипедным парковкам.
Велодороги и велополосы
В градостроительных нормативах 9 регионов (Брянская, Вологодская, Калининградская, Сахалинская и Смоленская области, Алтайский край, Республики Алтай, Марий Эл и Тыва) содержится пункт, который нам показался странным:
Вдоль автомобильных дорог на участках, где интенсивность движения достигает не менее 4 000 приведенных единиц в сутки, а интенсивность велосипедного движения или мопедов достигает в одном направлении 200 велосипедов (мопедов) и более за 30 минут при самом интенсивном движении или 1 000 единиц в сутки, следует предусматривать велосипедные дорожки.
Интенсивность движения в 200 велосипедистов за полчаса — довольно высокий уровень, которым в городах России вряд ли сможет похвастаться какая-либо улица или дорога. Так, в нашем исследовании улиц в центре Москвы максимальные показатели были в районе 150 велосипедов в час в двух направлениях.

Мы попробовали найти, откуда взят норматив. Похожее — и самое ранее из найденного — требование встречается в «Европейском соглашении о международных автомагистралях» 1975 года. Оно размещено на сайте МИДа. Более новые версии (правки вносились неоднократно) такое требование относительно велосипедной инфраструктуры не содержат.

В нормативах Калужской области, Республики Бурятия и Ханты-Мансийского автономного округа содержится требование, которое потенциально может стать препятствием для создания велосипедной инфраструктуры в сложившихся районах города:
Устройство велосипедных дорожек не должно ухудшать условий обеспечения безопасности дорожного движения, использования и содержания проезжей части и тротуаров, элементов благоустройства сети дорог.
В целом, нормативы большинства регионов, где вообще есть упоминание велосипедной инфраструктуры, изобилуют требованиями далёкими от понятия «передовой мировой опыт», например:
Для двухстороннего движения велодорожка должна иметь ширину не менее 1,0 метра.
Такой норматив даёт возможность строить двухсторонние велодорожки шириной чуть больше метра, что явно недостаточно, так как ширина велосипедного руля может достигать 75 см. Справочник PRESTO рекомендует делать даже односторонние велодорожки шириной не менее 2 метров.

Не менее далёкими от передового мирового опыта выглядят поверхностные нормативы по велодорогам в Московской области:
Велодорожки обустраиваются в городе (поселке городского типа) с численностью населения более 15 тыс. человек.

Размещение велодорожек осуществляется из расчета:
  • 1 велодорожка на 15 тыс. человек расчетного населения в жилой зоне;
  • 1 велодорожка в центральной части города.
Велодорожки должны быть объединены в единую сеть, связывающей жилую застройку с объектами массового посещения.

Протяженность велодорожек должна быть не менее 500 м.
Как минимум 5 регионов (Алтайский край, Калужская область, Республика Бурятия, Севастополь и Хабаровский край) в своих градостроительных нормативах ссылаются на ГОСТ 33150–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования». Этот межгосударственный стандарт распространяется на дороги за пределами городов. Его нельзя применять в городских и сельских поселениях, об этом сказано в пункте 4.5.3.1 обязательного ГОСТ Р 52766−2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В городах действует другой стандарт — СП 42 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

В РНГП Новгородской области 3 раза повторяется фраза: «Обеспеченность населения велосипедными дорожками устанавливается на основании Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 22.11.2019 №Пр-2397», однако самих нормативов нет.
Максимальный балл за нормативы по велодорогам получили 4 региона: Волгоградская, Новосибирская и Пензенская области, а также Санкт-Петербург. При этом, нормативы этих регионов не копируют друг друга и вводят минимальную обеспеченность населения велодорогами разными формулировками.

Нормативы Волгоградской области устанавливают минимальный допустимый уровень обеспеченности велополосами (3% улично-дорожной сети), а также максимально допустимый уровень территориальной доступности (500 м).

В Новосибирской области минимальный допустимый уровень обеспеченности рассчитывается от количества жителей населённого пункта: «при численности населения до 150 тыс. человек — 0,5 км на 5 тыс. человек; при численности населения свыше 150 тыс. человек — 0,5 км на 15 тыс. человек».

В Пензенской области для велодорог установлен минимум — 1 штука на квартал, микрорайон, жилой район и т. д. Также дано большое пояснение:
Система объектов инфраструктуры велосипедного транспорта (далее — система) в границах городских и сельских населенных пунктов в зависимости от их планировочных особенностей включает велосипедные дорожки (велопешеходные дорожки, а также полосы для велосипедистов):

  • кварталов (передвижение внутри квартала, велотранспортные маршруты, обеспечивающие доступ к жилым зданиям и другим местам притяжения, характеризующиеся низкой скоростью, низкой интенсивностью движения);
  • микрорайонов (передвижение внутри микрорайона, велотранспортные маршруты, обеспечивающие доступ к жилым зданиям и другим местам притяжения, характеризующиеся низкой скоростью, низкой интенсивностью движения);
  • жилых районов (передвижение между микрорайонами и кварталами в пределах жилого района) общегородского значении (передвижение между жилыми районами, жилыми районами и рекреационными территориями, велотранспортные маршруты, обеспечивающие быстрое и беспрепятственное передвижение между частями населенного пункта);
  • в составе поперечного профиля улично-дорожной сети.

Система формируется в составе концепций благоустройства территорий населенного пункта, либо проектной документации по благоустройству отдельных территорий населенного пункта, либо комплексных схем организации дорожного движения, либо проектов организации дорожного движения, либо при разработке проектов планировки территорий населенного пункта, в случае если в состав таких проектов включаются проекты организации дорожного движения, разрабатываемые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При создании велосипедных путей рекомендуется связывать все части населенного пункта, создавая условия для беспрепятственного передвижения на велосипеде.

Типология объектов велосипедной инфраструктуры зависит от их функции (транспортная или рекреационная), роли в масштабе муниципального образования и характеристик автомобильного и пешеходного трафика пространств, в которые интегрируется велодвижение. В зависимости от этих факторов могут применяться различные решения — от организации полностью изолированной велосипедной дорожки до полного отсутствия выделенных велосипедных дорожек или полос для велосипедистов на местных улицах и проездах, где скоростной режим не превышает 30 км/ч.

При проектировании и устройстве велополос, велопешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:

  • велополосы, велопешеходные дорожки необходимо проектировать таким образом, чтобы они обеспечивали непрерывность всего комплекса пешеходных и велотранспортных маршрутов, а также свободный доступ для всех велосипедистов к объектам тяготения (зданиям, сооружениям, объектам транспортной инфраструктуры и пр.);
  • велотранспортные маршруты следует прокладывать по кратчайшим путям с учетом обеспечения безопасности движения;
  • велополосы и велопешеходные дорожки следует выполнять, по возможности, без изменения продольного профиля участка, с минимальным числом пересечений с проезжей частью улиц;
  • обустройство велопешеходных дорожек должно обеспечивать комфортность движения по ним всех предполагаемых (прогнозируемых) групп пользователей;
  • необходимо обеспечить полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков велосипедистов и пешеходов в зонах массового тяготения населения;
  • решетки водостока, размещаемые при необходимости на велопешеходных дорожках и велополосах, должны выполняться со щелями, направленными поперек направления движения велосипедистов.
В нормативах Пензенской области также указаны очень точные цели создания сети велодорог и велополос:
Цели создания системы:

  • повышение удобства передвижения на расстояния до 10 — 15 км;
  • повышение доступности территорий;
  • решение транспортных, экологических, социальных проблем;
  • сокращение затрат на здравоохранение;
  • повышение качества среды обитания за счет сокращения числа поездок на автомобилях на расстояния до 10 — 15 км.
    В нормативах Санкт-Петербурга минимальный уровень обеспеченности велодорожной инфраструктурой рассчитывается от площади города: «0,165 км на кв. км». Также прописаны технические параметры велодорог:
    При однополосном одностороннем движении минимальная ширина велосипедной дорожки составляет не менее 1,5 м. При двухполосном одностороннем движении — не менее 2,5 м, при двухполосном со встречным движением — 3,6 м.
    Хранение
    Вопрос хранения велосипедов в целом регулируется хуже, чем вопрос обустройства велодорог и велополос. Это может служить существенным сдерживающим фактором для развития массового велосипедного движения.

    В большинстве регионов, где есть какое-либо упоминание велосипедных парковок, их количество предлагается рассчитывать от количества автопарковок.
    При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов:

    — мотоциклы и мотороллеры с колясками, мотоколяски — 0,5;
    — мотоциклы и мотороллеры без колясок — 0,25;
    — мопеды и велосипеды — 0,1.
    Такой подход противоречит передовым мировым тенденциям и зачастую приводит к полному отсутствию велосипедных парковок, как на территории жилых домов, так и около офисов, учебных и других заведений.

    Тем не менее, регионам, в нормативах которых есть такое упоминание, мы поставили по 1 баллу за велосипедные парковки.

    У Волгоградской области установлен минимально допустимый уровень обеспеченности велосипедными парковками «1 на 20 000 человек населения» и максимально допустимый уровень доступности — 1000 м. То есть, минимум одна велопарковка на 20 тысяч человек, а расстояние до ближайшей велопарковки не должно превышать 1 километр. Мало и далеко, поэтому здесь тоже 1 балл.

    Воронежская область получила максимальные 2 балла с натяжкой, так как нормативы по велосипедным парковкам не упоминают жилые здания.
    Возле объектов массового посещения необходимо сооружать открытые велосипедные стоянки, оборудованные стойками, боксами или другими устройствами для постановки и хранения велосипедов из расчета перспективного использования велосипедов:
    — предприятия, учреждения, организации — для 10% персонала и единовременных посетителей;
    — объекты торговли, общественного питания, культуры, досуга — для 15% персонала и единовременных посетителей.
    Максимальный балл по местам хранения велосипедов набрали лишь 6 регионов: Воронежская, Кировская, Московская и Нижегородская области, а также Ставропольский край Ямало-Ненецкий автономный округ.

    Отдельного внимания заслуживает Кировская область. Здесь наиболее проработанные нормативы по местам хранения велосипедов. Кроме прочего, например, указано расстояние от входа:
    Велопарковки размещаются не далее 15 метров от основного входа в здание (подъезда), в том числе на тротуаре.
    В нормативах Нижегородской области дана не менее важная рекомендация размещать велопарковки в хорошо освещённых местах с высокой интенсивностью пешеходного движения, в зоне обзора существующих камер видеонаблюдения.
    Что дальше
    Большинство регионов России проигнорировали поручение Президента. В нормативах более 1/3 регионов велосипедная инфраструктура до сих пор не упоминается. Почти во всех остальных регионах отсутствуют требования минимальной обеспеченности и используются устаревшие нормы.

    Чтобы это изменить, мы направили данный анализ В. В. Путину, председателю правительства М. В. Мишустину и вице-премьеру Т. А. Голиковой, курирующей в правительстве нацпроект «Демография» (включает федеральные проекты «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт — норма жизни»).

    Мы также в скором времени опубликуем текст возможных правок в градостроительные нормативы и обоснование к ним.

    Чтобы ускорить процесс внесения велосипедной инфраструктуры в нормативы, попросите руководителя своего региона внести нужные правки — отправьте короткое обращение через электронную приёмную администрации региона, используя предложенный нами текст, либо написанный самостоятельно.
    Примерный текст обращения
    Уважаемый… ИМЯ ОТЧЕСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ РЕГИОНА!

    В октябре 2019 года, по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, Владимир Путин поручил высшим должностным лицам субъектов РФ внести изменения в нормативы градостроительного проектирования в части, касающейся обеспеченности населения велосипедными дорожками и полосами для велосипедистов (Пр-2397, п.2а-6).

    В анализе, подготовленном Проектом по развитию велокультуры Let's bike it! в декабре 2021 года (act.letsbikeit.ru/rngp), НАЗВАНИЕ РЕГИОНА указан в числе регионов, где требования по минимальной обеспеченности велосипедной инфраструктурой до сих пор отсутствуют.

    Прошу Вас сообщить, в какой срок в градостроительные нормативы НАЗВАНИЕ РЕГИОНА будут внесены правки в соответствии с поручениями Президента России.

    С уважением,
    ИМЯ ФАМИЛИЯ
    * Список руководителей всех регионов России можно найти, например, в Wikipedia.