Система объектов инфраструктуры велосипедного транспорта (далее — система) в границах городских и сельских населенных пунктов в зависимости от их планировочных особенностей включает велосипедные дорожки (велопешеходные дорожки, а также полосы для велосипедистов):
- кварталов (передвижение внутри квартала, велотранспортные маршруты, обеспечивающие доступ к жилым зданиям и другим местам притяжения, характеризующиеся низкой скоростью, низкой интенсивностью движения);
- микрорайонов (передвижение внутри микрорайона, велотранспортные маршруты, обеспечивающие доступ к жилым зданиям и другим местам притяжения, характеризующиеся низкой скоростью, низкой интенсивностью движения);
- жилых районов (передвижение между микрорайонами и кварталами в пределах жилого района) общегородского значении (передвижение между жилыми районами, жилыми районами и рекреационными территориями, велотранспортные маршруты, обеспечивающие быстрое и беспрепятственное передвижение между частями населенного пункта);
- в составе поперечного профиля улично-дорожной сети.
Система формируется в составе концепций благоустройства территорий населенного пункта, либо проектной документации по благоустройству отдельных территорий населенного пункта, либо комплексных схем организации дорожного движения, либо проектов организации дорожного движения, либо при разработке проектов планировки территорий населенного пункта, в случае если в состав таких проектов включаются проекты организации дорожного движения, разрабатываемые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При создании велосипедных путей рекомендуется связывать все части населенного пункта, создавая условия для беспрепятственного передвижения на велосипеде.
Типология объектов велосипедной инфраструктуры зависит от их функции (транспортная или рекреационная), роли в масштабе муниципального образования и характеристик автомобильного и пешеходного трафика пространств, в которые интегрируется велодвижение. В зависимости от этих факторов могут применяться различные решения — от организации полностью изолированной велосипедной дорожки до полного отсутствия выделенных велосипедных дорожек или полос для велосипедистов на местных улицах и проездах, где скоростной режим не превышает 30 км/ч.
При проектировании и устройстве велополос, велопешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:
- велополосы, велопешеходные дорожки необходимо проектировать таким образом, чтобы они обеспечивали непрерывность всего комплекса пешеходных и велотранспортных маршрутов, а также свободный доступ для всех велосипедистов к объектам тяготения (зданиям, сооружениям, объектам транспортной инфраструктуры и пр.);
- велотранспортные маршруты следует прокладывать по кратчайшим путям с учетом обеспечения безопасности движения;
- велополосы и велопешеходные дорожки следует выполнять, по возможности, без изменения продольного профиля участка, с минимальным числом пересечений с проезжей частью улиц;
- обустройство велопешеходных дорожек должно обеспечивать комфортность движения по ним всех предполагаемых (прогнозируемых) групп пользователей;
- необходимо обеспечить полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков велосипедистов и пешеходов в зонах массового тяготения населения;
- решетки водостока, размещаемые при необходимости на велопешеходных дорожках и велополосах, должны выполняться со щелями, направленными поперек направления движения велосипедистов.