27.09.2014
Чем больше инвестиции в велодорожки, тем выше отдача
Инвестиции в велосипедную инфраструктуру позволяют экономить значительные суммы денег. А вот недостаточное вложение средств снижает у горожан желание ездить на велосипеде.
Новое исследование, проведённое учёными в Новой Зеландии, показывает, что каждый доллар, потраченный на строительство выделенных велодорожек, позволяет городу сэкономить до 24 долларов из фонда здравоохранения, приводит к снижению выбросов в атмосферу и числа автомобилей на улицах.

«В большинстве городов, где преобладают автомобили, довольно просто обосновать, что в ответ на растущее автомобилепользование нам необходимо тратить деньги из транспортного бюджета на строительство новых дорог, хотя это негативно влияет на окружающую среду и здоровье людей, — считает ведущий автор исследования Александра Макмиллан. — Мы хотели изучить альтернативные варианты решения этой проблемы, которые реалистичны, доступны, легко применимы на практике и способствуют улучшению здоровья населения».
Уже существуют исследования, подтверждающие, что поездки на велосипеде делают нас более счастливыми, энергичными, стройными, улучшают способность к концентрации и в целом положительно влияют на здоровье. Известно также, что велодорожки, стимулируя желание людей ездить на велосипеде, способствуют развитию малого бизнеса. В приведённом исследовании впервые обращается внимание на то, как различные типы инвестиций в велоинфраструктуру сказываются на экономике города.

На примере новозеландского Окленда, который сегодня нельзя назвать дружественным по отношению к велосипедистам, учёные с помощью компьютерных моделей исследовали различные сценарии вложений в велоинфраструктуру, включая три вида велодорожек: обозначенные разметкой на проезжей части, полностью выделенные и разделяемые с автобусами.

Они обнаружили значительные различия: если город построит сеть выделенных велодорожек и снизит скорость движения транспорта, то к 2040 году количество велопоездок вырастет на 40%, однако строительство всего нескольких велодорожек в разных местах увеличит количество велопоездок только на 5%. Кроме того, чем больше людей будут ездить на велосипедах, тем больше средств сможет экономить Окленд — по большей части за счёт снижения затрат в сфере здравоохранения. Небольшие вложения будут иметь лишь незначительный эффект, поэтому городам вроде Окленда — с неразвитой велоинфраструктурой — нужны серьёзные изменения.
В городах с преобладанием автомобилей незначительный рост количества велопоездок ведёт к увеличению числа аварий и смертей, заставляя людей с опаской относиться к поездкам на велосипеде. Учёные предлагают решать эту проблему, инвестируя в создание качественной велоинфраструктуры.

«Мы обнаружили, что для преодоления страха перед поездками на велосипеде необходимы большие инвестиции в инфраструктуру. Городам с преобладанием автомобилей на дорогах требуется начать с качественой реконструкции как основных так и второстепенных улиц. Если все будет сделано правильно, эти затраты окупятся сторицей», — считает Макмиллан.

Несмотря на то, что в качестве модели исследования был выбран Окленд, учёные считают, что выработанные принципы применимы и к другим автомобилецентричным городам. Правда, реальные цифры экономии могут отличаться от полученных в модели. Учёные ставили перед собой целью не получение точных цифр, а сравнение друг с другом различных сценариев развития города.

Исследование уже оказывает влияние на градостроительную политику Окленда, и учёные уверены, что оно ещё принесет свои плоды. «Я верю, что отношение к велокультуре меняется как в Новой Зеландии так и во многих других странах, которые игнорировали велосипеды последние 20 лет», — говорит Алестер Вудвард, соавтор исследования.

«Существует множество причин, чтобы обратить внимание на велосипед, как на транспортное средство. Это происходит, но медленно. Мы надеемся, что наше и другие подобные исследования, усилят позиции специалистов по градостроительству, которые стараются изменить статус кво».

Вам может понравиться