Пересечь Садовое кольцо

Анализируем пересечение Садового кольца с улицами Покровка и Старая Басманная
Улицы Старая Басманная и Покровка являются одной из важных велосипедных артерий Москвы. Ими пользуются и те, для кого велосипед — повседневный транспорт, и велоспортсмены во время групповых поездок по городу. Здесь же передвигается большое количество велокурьеров.
На тепловой карте Strava — одного из самых популярных спортивных трекеров — Покровка и Старая Басманная ярко подсвечены, то есть, активно используются.
Одним из самых сложных, опасных и неприятных мест на маршруте является пересечение с Садовым кольцом. Для велосипедистов оно никак не обустроено.

За последние 5 лет на этом перекрёстке произошло 4 ДТП с пострадавшими велосипедистами. К счастью, никто не погиб.
В последнем ДТП, произошедшем 29 мая 2022 года пострадала девушка. Вот как она комментирует произошедшее: «В ночь с 28 на 29 мая я ехала в Москве с Басманной на Покровку, пересекая Садовое кольцо по выделенной полосе, где меня не заметил таксист. Я выбила ему лобовое стекло, пролетела 7 метров, получив открытый перелом голени. А таксист отказался от освидетельствования, но с места аварии скрыться не пытался. Провела 3 недели в Склифе, меня дважды прооперировали. Таксопарк выплатил мне компенсацию в размере 500 тыс. руб по гражданскому делу, однако административное разбирательство все ещё идёт. Велик был уничтожен, проезжающими по нему машинами, так как остался лежать на другой полосе. Лечу ногу и думаю о новом велосипеде в следующем сезоне»
Разметка, знаки, ПДД
По пути из центра велосипедисты движутся по Покровке вместе с автомобилями. Дальнейшее пересечение Садового кольца не противоречит знакам и разметке — правая полоса позволяет ехать прямо и направо. Велосипедистам стоит быть внимательными, так как не все автомобилисты помнят п. 13.1 ПДД, обязывающий уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
На Старой Басманной ещё в 2020 году могли появиться велополосы — они были на карте Дептранса, которая случайно попала в сеть.

Полосы так и не появились, сейчас велосипедисты едут в общем потоке с автомобилями. За перекрёстком, на Покровке в сторону центра идёт автобусная полоса. По ней можно безопасно продолжить движение. Сложность заключается в попадании на эту автобусную полосу.
Что говорят ПДД:
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
— …
18.2. …
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.
Получается, по правилам на велосипеде по Старой Басманной нельзя продолжить движение прямо через Садовое кольцо. С правой полосы разметка и знаки предписывают* повернуть направо, а автобусная полоса находится левее. Кроме того, на автобусной полосе с этой стороны есть знак «кирпич» без знака «кроме велосипеда», т.е. по ней запрещено движение любых транспортных средств, кроме автобусов.
* В разных регионах ГИБДД даёт разный ответ на вопрос о возможности ехать на велосипеде прямо в такой ситуации. Например, ГИБДД Кемеровской области считает, что прямо ехать можно, а ГИБДД Москвы отвечает, что в правилах всё написано.
Со стороны Старой Басманной пересечь Садовое кольцо на велосипеде, не нарушая ПДД, можно по неудобному подземному переходу с узким пандусом и разворотом на 180°.

Это подходит не всем.
Уличные наблюдения
В реальности, со стороны Старой Басманной до 60% велосипедистов и треть пользователей СИМ перестраиваются в автобусную полосу, либо ожидают у края проезжей части справа. Далее они пересекают Садовое кольцо на разрешающий сигнал автобусного «лунного светофора». Так поступают не только те, кто едет по Старой Басманной, но и те, кто до этого ехал по тротуару на Садовом кольце.

За час* Садовое кольцо в этом месте пересекают 32 велосипедиста (21 — не курьеры / 11 — курьеры), а также 6 пользователей СИМ.
* Указаны средние значения, замеры проводились в июле и в августе в будни, с 18:00 до 20:00.
Проезд перекрёстка на велосипеде на разрешающий сигнал «лунного светофора» довольно безопасен уже сейчас. Тем не менее, отсутствие организующей разметки и отдельного светофора для велосипедистов создают ситуации, которые могут привести к травмам или гибели человека (см. второе видео: курьер не видит светофор и стартует в последний момент, через несколько секунд со стороны Покровки начинают поворачивать автомобили).
Также стоит отметить, что более 30% велосипедистов на этом перекрёстке — женщины. Это может говорить о том, что Покровка и Старая Басманная воспринимаются как довольно безопасные для велосипедистов улицы, т.к. женщины склонны выбирать менее опасные маршруты и избегать более опасные — это хорошо видно в нашем прошлогоднем исследовании улиц в центре Москвы.
Как сделать безопаснее
Как и в любом другом случае, основой безопасности является инфраструктура. Мы предлагаем небольшие изменения, которые позволят сделать движение велосипедистов и пользователей СИМ на этом перекрёстке более организованным и безопасным.
Со стороны Старой Басманной
Чтобы сделать пересечение Садового кольца с этой стороны легальным и более безопасным, нужно нанести на Старой Басманной (или непосредственно перед перекрёстком) велосипедные полосы с продолжением в виде велопереезда. Также здесь нужно установить велосветофор, разрешающий сигнал которого будет загораться вместе с разрешающим сигналом светофора для автобусов.
Со стороны Покровки
Здесь необходимо повысить видимость велосипедистов и дать им возможность проезжать перекрёсток перед поворачивающими автомобилями. Это можно сделать за счёт создания так называемого «велобокса» — оттянутой стоп-линии для велосипедистов. Такое решение популярно во многих странах, но в российских нормативах такая разметка пока отсутствует. Создать «велобокс» возможно за счёт совмещения нескольких существующих видов разметки. Так уже делает Волгоград.

Не лишним будет нанести пиктограмму велосипеда на автобусной полосе под буквой А.
Дальнейшие действия
Мы подготовили обращения с нашими предложениями по реорганизации перекрёстка в Департамент транспорта Москвы, ГИБДД и ЦОДД.

Если вы пользуетесь этим перекрёстком, отправьте обращение тоже — это может быть короткое сообщение в духе: «Регулярно езжу по Москве на велосипеде и пользуюсь перекрёстком Садового кольца с улицами Покровка и Старая Басманная. В данный момент перекрёсток никак не обустроен для велосипедистов. Прошу Вас рассмотреть возможность обустройства данного перекрёстка по проекту, предложенному Проектом по развитию велокультуры Let's bike it! Проект опубликован на сайте letsbikeit.ru/sadovoe-pokrovka-crossing». Чем больше будет обращений с разным текстом, тем больше шансов, что что-то изменится.

Обращения можно отправить через электронные приёмные ведомств: Дептранс, ЦОДД, ГИБДД.