15.05.2024
Ждут ли нас новые велоштрафы?
В Госдуму РФ внесён законопроект, предусматривающий повышение и введение новых штрафов для пользователей СИМ и велосипедов. Рассказываем, что с ним не так.
Согласно законопроекту, за превышение скорости на 20 км/ч предусмотрен штраф от 4000 до 5000 рублей. Нештрафуемый порог — 4 км/ч. При превышении скорости на 5 км/ч — штраф 800 рублей. Кто и как будет ловить — не уточняется.

В пояснительной записке к законопроекту — внезапно — ссылаются на европейский опыт и в целом близки к пониманию сути проблемы:
«…в России построено только около 5 тыс. км велодорожек, которые определены приоритетными для движения на СИМ, что несравнимо меньше, чем в европейских странах. Например, в Германии насчитывается не менее 80 тыс. км таких дорожек. Развитая велосипедная инфраструктура Германии обеспечивает 10% от общего количества поездок. Рост аварийности с участием СИМ и рост их количества при отсутствии необходимой инфраструктуры вызывает протестные настроения в обществе, включающие требования полного запрета использования СИМ на тротуарах. Развитие велосипедной инфраструктуры позволит разделить потоки участников дорожного движения, имеющих разную скорость: велосипедистов и пользователей СИМ от автомобилей и пешеходов»
На этом понимание заканчивается.
Велосипедисты — самые опасные?
Для автомобилистов, напомним, за превышение до 20 км/ч штрафы не предусмотрены, а 5000 рублей придётся заплатить при превышении скорости более чем на 80 км/ч. Отменить нештрафуемые 20 км/ч уже много лет подряд не получается, т.к. «погрешность устройств», а любое предложение повысить штрафы вызывает рассуждения о том, что они «должны быть доступными».

Налицо несоразмерная величина штрафов и уровня представляемой опасности.
Штрафы городским администрациям
В законопроекте есть условно положительный момент.

«Статья 12.40. Несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения

  1. Несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2−4 настоящей статьи, — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  2. Размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
  3. Несоблюдение решений, предусмотренных в документации по организации дорожного движения, — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  4. Несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения к парковкам — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей»
Коротко: можно будет попробовать штрафовать городских чиновников за отсутствие или загромождение велосипедной инфраструктуры. В пояснительной записке авторы законопроекта ссылаются на федеральный закон № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации». В нём одним из основных принципов организации движения указано «создание условий для движения пешеходов и велосипедистов». Но нормативы по велоинфраструктуре не приводятся. Есть смысл ещё раз обратить внимание на наш обзор региональных градостроительных нормативов.
Больше штрафов велосипедистам
В целом же новый законопроект предлагает несоразмерные создаваемой опасности штрафы и в текущем виде может значительно усложнить жизнь пользователям СИМ и велосипедов. Речь не только о превышении скорости.

Например, предлагаются штрафы за «создание помех пешеходам»:
«Статья 12.39. Создание помех лицом, использующим для передвижения СИМ, или велосипедистом для движения пешеходов

Движение на СИМ или велосипеде по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон, повлёкшее создание помех для движения пешеходов — влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей»
А это может стать поводом для больших штрафов за проезд по «зебре», даже если велосипедист переезжает дорогу со скоростью пешехода на зелёный сигнал светофора:
«Пересечение лицом, использующим СИМ, или велосипедистом проезжей части дороги в нарушение ПДД — влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей»
При этом, действующий штраф за непропуск пешехода автомобилистом — от 1500 до 2500 руб.
Итого
Этот законопроект похож на попытку набрать политических очков за счёт недовольства пешеходов, к которым на тротуары отправили сотни тысяч шеринговых самокатов. К реальной безопасности дорожного движения он не имеет почти никакого отношения. Если принять законопроект в таком виде, это значительно усложнит жизнь как пользователям СИМ, так и людям, передвигающимся на велосипедах. Будем следить за его судьбой.

А лучший способ повысить безопасность улиц и снизить количество конфликтных ситуаций на тротуарах — создание велосипедной инфраструктуры. Это доказано международным опытом и нашим исследованием улиц Москвы.
Больше тексов о безопасности улиц